Приказ о сдаче металла

08.06.2018 Выкл. Автор admin

Приказ МВД РФ от 20 апреля 2009 г. № 300 “Об организации сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов в системе МВД России”

В целях упорядочения деятельности подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов — приказываю:

1.1. Инструкцию об организации сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).

1.2. Отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям (приложение N 2).

1.3. Отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям (приложение N 3).

1.4. Журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов (приложение N 4).

1.5. Журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов (приложение N 5).

2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения*, научно-исследовательских, образовательных и медицинских учреждений, баз (складов) хранения ресурсов МВД России, командующим войсками региональных командований внутренних войск, начальникам военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений внутренних войск МВД России** в месячный срок с момента поступления настоящего приказа:

2.1. Организовать в подчиненных подразделениях изучение Инструкции, утвержденной настоящим приказом, сотрудниками и военнослужащими, осуществляющими сбор, учет, хранение и сдачу лома и отходов цветных и (или) черных металлов, с последующим принятием зачетов.

2.2. Оборудовать площадки (склады) хранения лома и отходов цветных и (или) черных металлов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.

2.3. Осуществлять размещение заказов и заключение государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.4. Представлять по состоянию на 1 июля и 1 декабря текущего года соответствующим УМТС МВД России (региональным командованиям внутренних войск МВД России) отчетность о сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим их заготовку, переработку и реализацию.

3. Департаменту тыла МВД России (В.В. Лукьянову) и начальникам УМТС МВД России обеспечить контроль за организацией в подразделениях системы МВД России работы по сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-лейтенанта милиции A.M. Смирного.

* Далее — «УМТС МВД России».

Приложение N 1
к приказу МВД РФ
от 20 апреля 2009 г. N 300

Инструкция
об организации сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция по организации сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации*(1) определяет порядок сбора, хранения, учета и сдачи пришедших в негодность или утративших свои потребительские свойства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходов, образовавшихся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимого брака, возникшего в процессе производства указанных изделий, в подразделениях центрального аппарата МВД России, подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, министерствах внутренних дел, главных управлениях, управлениях внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлениях внутренних дел на транспорте, управлениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, в управлениях материально-технического снабжения, научно-исследовательских, образовательных и медицинских учреждениях, на базах (складах) хранения ресурсов МВД России, в войсках регионального командования внутренних войск, военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, соединениях, воинских частях и учреждениях внутренних войск МВД России*(2).

2. Подразделения системы МВД России обязаны обеспечивать сбор, учет, хранение и своевременную сдачу лома и отходов цветных и (или) черных металлов от всех источников их образования, а также соблюдать установленный порядок составления и представления отчетности об их поступлении, расходе и остатках.

3. Руководитель подразделения системы МВД России:

несет персональную ответственность за организацию сбора, учета, хранения и своевременной сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим их заготовку, переработку и реализацию, из числа имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на указанные виды деятельности*(3);

назначает своим приказом сотрудников, военнослужащих (материально ответственных лиц), которые осуществляют работу по сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия в подразделении, в количестве, позволяющем обеспечить ее полноту и своевременность.

В целях общего руководства организацией во внутренних войсках МВД России работы по обеспечению сбора, учета и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия ГКВВ МВД России своим приказом определяет ответственных должностных лиц.

Ответственность за ведение бухгалтерского учета сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия несет руководитель финансового подразделения (главный бухгалтер) подразделения системы МВД России.

Лица, виновные в нарушении установленного порядка сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Сбор, учет, хранение и сдача лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы и кинофоторентгеноматериалы, проводятся в подразделениях системы МВД России в соответствии с требованиями Инструкции о порядке организации работы в подразделениях МВД России по учету, хранению изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов, сбору, учету, хранению и сдаче в государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации этих металлов в виде лома и отходов*(4).

5. Контроль за организацией в подразделениях системы МВД России работы по обеспечению сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия осуществляют довольствующие управления материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации*(5).

Подразделения системы МВД России*(6) представляют дважды в год (по состоянию на 1 июля и 1 декабря текущего года) в довольствующие УМТС МВД России отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям (приложение N 2 к настоящему приказу)*(7) и отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям (приложение N 3 к настоящему приказу)*(8).

Подразделения внутренних войск МВД России представляют в те же сроки отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям и отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям в соответствующие региональные командования внутренних войск МВД России, которые их обобщают и в десятидневный срок представляют в довольствующие УМТС МВД России и в ГКВВ МВД России.

6. Довольствующие УМТС МВД России анализируют, обобщают представленную подразделениями системы МВД России информацию и до 25 числа отчетного месяца направляют ее в Управление организации материально-технического обеспечения Департамента тыла Министерства внутренних дел Российской Федерации*(9).

II. Сбор лома и отходов цветных и (или) черных металлов в подразделениях системы МВД России

7. Подразделения системы МВД России проводят сбор, учет, хранение и сдачу лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия на постоянной основе.

8. Пришедшие в негодность или утратившие потребительские свойства изделия, изготовленные из цветных и (или) черных металлов и их сплавов или имеющие в составе части изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, подлежат в установленном порядке списанию.

Наличие лома и отходов цветных и (или) черных металлов, полученных от ликвидации, разборки или иного выбытия основных средств, отражается в актах о списании материальных ценностей, оформляемых по утвержденным формам и требованиям по составлению*(10):

N ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств» (кроме автотранспортных средств);

N ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

N ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств» (кроме автотранспортных средств).

Лом и отходы цветных и (или) черных металлов, полученные от разборки или демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений согласно форме N М-35*(11).

9. Лом и отходы цветных и (или) черных металлов, образующиеся по итогам производственных процессов в подразделении системы МВД России, принимаются на склад данного подразделения по требованию- накладной согласно форме N М-11*(12) без составления акта о списании материальных ценностей.

10. Прием лома и отходов цветных и (или) черных металлов на склад подразделения производится приемной комиссией в составе не менее трех сотрудников, военнослужащих, назначаемой приказом руководителя подразделения.

III. Учет лома и отходов цветных и (или) черных металлов в подразделениях системы МВД России

11. Основанием для приема лома и отходов цветных и (или) черных металлов на склад от подчиненных подразделений является требование-накладная, составленная согласно форме N М-11*(13) и акта о списании материальных ценностей, утвержденного руководителем подразделения и скрепленного гербовой печатью.

Другие публикации:  Договор в налоговом кодексе

12. Требование-накладная, акт списания материальных ценностей*(14) и акт о приеме регистрируются сотрудником, военнослужащим (материально ответственным лицом), назначенным приказом подразделения ответственным в подразделении за сбор, учет, хранение и сдачу лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия, в журнале учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов (приложение N 4 к настоящему приказу)*(15) и журнале учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов (приложение N 5 к настоящему приказу)*(16).

13. Лом и отходы цветных и (или) черных металлов складируются по каждому виду в отдельности и обозначаются ярлыком с порядковым номером записи в журнале учета поступления лома и отходов цветных металлов и журнале учета поступления лома и отходов черных металлов.

14. Сбор лома и отходов цветных и (или) черных металлов от подчиненных подразделений осуществляется на специально выделенных площадках, оборудованных в соответствии с требованиями Правил безопасности при подготовке лома и отходов черных и цветных металлов для переплава*(17) и обеспечивающих их сохранность.

IV. Хранение лома и отходов цветных и (или) черных металлов в подразделениях системы МВД России

15. Хранение лома и отходов цветных и черных металлов осуществляется в соответствии с правилами техники безопасности, промсанитарии и противопожарных требований.

Складирование на специально выделенных площадках лома и отходов цветных и (или) черных металлов должно осуществляться раздельно друг от друга и обеспечивать сохранность их количества и качества, возможность беспрепятственного осмотра и погрузки сырья, а также организацию учета и возможность проведения проверок.

Собранные лом и отходы цветных и (или) черных металлов не должны смешиваться, загрязняться мусором и примесями, мешающими переплавке.

16. В местах хранения лома и отходов цветных и (или) черных металлов должна находиться доска документации, на которой размещаются:

16.1. Выписка из приказа руководителя подразделения о допуске лиц к работам на складе.

16.2. Инструкция по технике безопасности, промсанитарии и мерам пожарной безопасности.

16.3. Образцы учетных и приходно-расходных документов и формы их заполнения.

16.4. Опись внутреннего оборудования, инвентаря и инструментов.

V. Сдача лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия

17. Отчуждение лома и отходов цветных и (или) черных металлов осуществляется на основании договора купли-продажи, заключенного между подразделением и перерабатывающим предприятием.

18. При сдаче лома и отходов цветных и (или) черных металлов на перерабатывающие предприятия материально ответственное лицо заносит в журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов и журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов дату и номер договора купли-продажи, заключенного между подразделением и перерабатывающим предприятием, дату и номер накладной, выписанной в двух экземплярах (один экземпляр получателю, другой — отправителю).

19. Сдача лома и отходов цветных и (или) черных металлов на предприятия осуществляется с обязательным составлением на каждую партию приемосдаточного акта на лом и отходы цветных металлов по утвержденной форме*(18) и приемосдаточного акта на лом и отходы черных металлов по утвержденной форме*(19).

Приемосдаточные акты на лом и отходы цветных и (или) черных металлов составляются в двух экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных и (или) черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего их прием).

VI. Порядок расчетов за реализованные лом и отходы цветных и (или) черных металлов

20. Оплата подразделениям системы МВД России за сданные лом и отходы цветных и (или) черных металлов производится в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

21. Денежные средства, полученные за сданные лом и отходы цветных и (или) черных металлов, зачисляются на лицевые счета по учету средств (раздельно по бюджетам), полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке подразделениями в территориальных органах Федерального казначейства. Указанные средства после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подлежат перечислению на лицевой счет МВД России по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, для их последующего перечисления в доход федерального или местного бюджетов.

*(1) Далее — «Инструкция».

*(2) Далее — «подразделения».

*(3) Далее — «перерабатывающие предприятия».

*(4) Утверждена приказом МВД России от 20 августа 1998 г. N 504.

*(5) Далее — «УМТС МВД России»

*(6) За исключением подразделений внутренних войск МВД России.

*(7) Далее — «отчетность о сдаче лома и отходов цветных металлов перерабатывающим предприятиям».

*(8) Далее — «отчетность о сдаче лома и отходов черных металлов перерабатывающим предприятиям».

*(9) Далее — «УОМТО ДТ МВД России».

*(10) Утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» («Финансовая газета», 2003 г., N 11).

*(11) Утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных предметов, работ в капитальном строительстве» («Налоговый вестник», 1998 г., N 2).

*(12) Утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а.

*(13) Далее — «требование-накладная».

*(14) Приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2009 г. N 13309).

*(15) Далее — «журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов цветных металлов».

*(16) Далее — «журнал учета поступления (сдачи) лома и отходов черных металлов».

*(17) Утверждены постановлением Гостехнадзора России от 24 апреля 2003 г. N 17 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 мая 2003 г N 4573).

*(18) Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» (Собрание законодательства Российской Федерации от 21 мая 2001 г., N 21, ст. 2084).

*(19) Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» (Собрание законодательства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 21, ст. 2083).

Приложение N 2
к приказу МВД РФ
от 20 апреля 2009 г. N 300

Акт оприходования металлолома

Акт оприходования металлолома, представленный чуть ниже, является важным первичным документом. Он пригодится в случае, если необходимо оприходовать металлические отходы производства либо другой вид металлолома.

Важно уяснить, что любое количество металлолома необходимо оприходовать, если имущество (списываемое, демонтируемое) числилось как основные средства, независимо от массы получаемого металла за единицу списываемого товара. На это ссылаются ряд инструкций:

  • Номер 162н, пункт 23.
  • Номер 174н, пункт 34.
  • Номер 183н, пункт 34.

Дальнейшее хранение либо продажа металлолома остается на усмотрение организации. Главное, чтобы факты распоряжения имуществом были юридически грамотно оформлены.

Составные части акта

В самом верху необходимо оставить место для визы руководителя. Только с его подписью и по возможности с печатью организации бумага будет иметь юридическую силу.
Поэтому в правом верхнем углу акта располагаются графы со следующими сведениями:

  • Должность руководителя.
  • Фамилия и инициалы того, кто заверяет акт.
  • Дата подписания.

Кроме того, для формирования подобной документации всегда созывается специализированная комиссия. Поэтому сразу после полного наименования документа располагается список членов комиссии во главе с председателем, если он был выбран.

После вводной части акт должен содержать конкретную информацию:

  • В результате каких действий образовался металлолом для оприходования. Это может быть демонтаж чего-либо, производственная деятельность за определенный период, раскопки, находки, покупка металлолома, преобразование какого-либо товара в том и пр.
  • Место проведения указанных работ.

  • При необходимости таблица с параметрами полученных металлических кусков. Это может быть масса, длина, ширина, диаметр. Эти данные могут быть необходимы при заполнении складских документов, а также для упрощения взаимодействия с логистическими компаниями, естественно, если металлолом будет куда-либо транспортироваться.
  • Марка и итоговое количество металла.
  • Материально ответственное лицо, к которому поступает описываемое имущество. Желательно указать полное ФИО. Впоследствии под его контролем будут проводиться хранение, утилизация, переплавка и прочие процессы.

Заканчивается акт постановкой подписей всех членов комиссии, а также упомянутого материально ответственного лица.

Бухгалтерский учет

Согласно бухгалтерскому учету металлолом чаще всего проходит в качестве возвратных отходов.

Стоимость же возвратных расходов может назначаться исходя из цены реализации либо цены возможного использования. Это выбирается самой организацией исходя из ее интересов. О таком просторе выбора четко прописано в Методических указаниях, которые были утверждены Приказом Минфина №119н от 28.12.2001 года.

Единственное требование – закрепить в учетной политике эти данные, то есть там должно быть прописано, какая стоимость выбрана: продажная либо цена использования.

Алгоритм списания основных средств

При необходимости списать ОС самым распространенным способом действия считается следующий:

  1. Формирование ликвидационной комиссии во главе с председателем.
  2. Приказ руководителя на ликвидацию основных средств, с подписью и реквизитами организации.
  3. Составление акта списания ОС.
  4. Внесение данных о списываемых объектах в учетную политику.

Если при совершении ликвидации, демонтажа какого-либо объекта образуется металлолом, то его оприходование является обязательной процедурой. Учетные регистры для удобства пользуются цифрами рыночной цены полученного металлолома.

Когда металлолом оприходован, организация вправе с ним поступить по своему усмотрению. Чаще всего его реализовывают либо используют в каких-либо подходящих производственных процессах. Главное, что подлежащие учету материальные ценности должным образом отражены в документации.

Другие публикации:  Почетный металлург россии льготы

Альтернативный способ

После демонтажа либо разборки механизмов и других изделий, числящихся в основных средствах, можно металлолом сразу поставить на баланс организации. Тогда понадобится заполнить обычный акт оприходования материальных ценностей по типовой межотраслевой форме М-35.

Определение стоимости

Для того чтобы указать в документе стоимость металла, необходимо ориентироваться на достоверные сведения из официальных источников. Например, на котировки LME. Это лондонская биржа металлов. Но бывают и другие проверенные источники информации для определения стоимости металла на конкретную дату. Именно на них и следует ориентироваться при формировании акта оприходования металлолома, особенно если речь идет о крупной партии.

Металлолом относится к внереализационным доходам. Его туда относят согласно 250 статье, пункту 13 Налогового кодекса. Исключением из правил будут являться только товары, перечисленные и 251 статье, пункте 18.

Схема исчисления налогов будет зависеть от формы налогообложения конкретной организации. Если металлолом будет использован в качестве материала либо товара, то его относят к сумме материальных либо организационных расходов компании.

Если не включить металлолом в расходы (либо неверно оформить документы по этому поводу), то у контролирующей налоговой организации будут все основания для того, чтобы доначислить налог на прибыль.

Что же касается НДС, то он на сдачу металлолома организациями не распространяется, но не во всех случаях. А только при условии, что этот лом черных и цветных металлов образовался как побочный продукт в процессе деятельности той или иной компании.

Словом, акт оприходования металлолома является важной бумагой, позволяющей документально оформить оптимизационные траты организации.

Порядок приема металлолома

Прием металлолома – это утвержденный Правительством РФ порядок, которому необходимо строго следовать. Данный порядок распространяется на все предприятия, работающие с металлоломом – и на тех, кто занимается его последующей перепродажей, и на тех, кто его перерабатывает. Кроме того, для черного и цветного металлолома предусмотрены свои нюансы в приемке, которые необходимо соблюсти.

Правила приема цветного лома

Прием цветного металлолома осуществляется:

  • у предпринимателей и юридических лиц (включая и бюджетные структуры);
  • у обычных граждан, но с ограничением по возрасту. Так, у продавцов до 13 лет (включительно) категорически запрещен прием цветного лома. А те, кто находится в диапазоне 14-17 лет, должны предоставить письменное разрешение родителей (опекунов или попечителей) о праве на совершение сделки. Исключение составляют те лица, которые достигли 16 лет и признаны в соответствии с действующим законодательством полностью дееспособными (статья 27 Гражданского Кодекса РФ) — см. статью Можно ли сдавать металлолом.

Независимо от того, кто сдает лом, от сдатчика потребуется написать письменное заявление в произвольной форме, но с обязательным указанием следующей информации:

  • фамилия, имя и отчество сдатчика;
  • реквизиты его паспорта или иного удостоверяющего личность документа (военный билет, удостоверение беженца и т.д.);
  • место проживания (нахождения) на территории РФ;
  • вид и краткое описание сдаваемого лома;
  • откуда появилось право собственности на сдаваемый металлолом;
  • дата составления заявления и подпись лица, его составившего.

Только на основании письменного заявления происходит последующий прием металлолома.

Одновременно с указанным заявлением предъявляется паспорт (или другой аналогичный документ об удостоверении личности). Если сдатчик является представителем организации или предпринимателя он должен будет предъявить еще:

  • сопроводительные документы на сдаваемый металлолом – товарную накладную, счет, и т.д.
  • доверенность на получение денег (в случае наличного расчета) и на сам металлолом, если тот не принадлежит сдатчику (представителю сдатчика) на праве собственности;
  • копию акта на списание оборудования, сдаваемого в металлолом, или иной документ, в котором указываются реквизиты этого акта.

Хранится заявление у приемщика металлолома не менее 5-ти лет.

К сдатчику такого вида цветного лома, как медный лом кабеля, будут предъявляться строгие требования

Прием самого лома происходит по массе нетто, которая определяется в виде разности между массой брутто и суммой масс тары, транспортного средства и засоренности лома. Под засоренностью понимается наличие в металлоломе посторонних механических примесей. Например, для магния, алюминия и титана наличие в них оксидов этих же металлов изначально признается засоренностью. Данная величина определяется в соответствии с порядком, который изложен в ГОСТе 1639-2009 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия». В частности, в этом документе утверждены формулы для определения степени засоренности металлолома:

  • неметаллическими материалами – например, деревом, пластиком, стеклом, изоляцией, и т.д.
  • металлами – например, свободным железом, прочими цветными металлами.

Кроме того, еще проводится проверка лома на содержание в нем влаги и масла.

При приемке металлолома он должен быть взвешен на весах покупателя (приемщика лома), и принят по массе нетто. Однако данная масса ГОСТом 1639-2009 для целого ряда металлов определяется не только путем взвешивания. В частности:

  • для отходов никелевых сплавов и никеля (шлаки, подины печей, стружка и т.д.) массой нетто признается масса кобальта, никеля и меди, которые содержатся в этих отходах;
  • для отходов в виде оловянно-свинцовых, оловянных сплавов и олова (зола, шлам, съемы и т.д.) под массой нетто понимается масса свинца, сурьмы и олова, содержащихся в данных отходах.

Правилами приема лома цветных металлов, установленными в ГОСТе 1639-2009 и Постановлением Правительства РФ №370 от 11.05.2001г., утверждена необходимость проверки металлолома на взрывобезопасность и прохождение радиационного контроля.

В связи с этим вся партия цветного лома, поставленная потребителю, должна пройти начальный этап радиационного контроля (так называемый «входной контроль») еще в транспортном средстве, т.е. до разгрузки у приемщика лома. В случае если в ходе проверки был обнаружен металлолом с ионизирующим излучением, которое превышает норму, данная партия не подлежит приемке в полном объеме. А само транспортное средство отправляется в специально отведенное для такого случая место (тупики). И судьба данной партии и транспорта уже решается совместно приемщиком лома и соответствующими органами госсаннадзора.

В случае если ионизирующее излучение не вызывает опасений, проводится проверка металлолома на взрывобезопасность. И уже по результатам этой проверки принимается решение о полной приемке лома.

По правилам прием лома цветных металлов осуществляется партиями, каждая из которых должна сопровождаться не только товарно-транспортными накладными, но и:

  • паспортом – документом о качестве лома, в котором указывается химический состав металлолома, масса партии, происхождение лома, и иные сведения;
  • удостоверением о взрывобезопасности и о радиационном контроле. Данное удостоверение составляется в 4-х экз.: 2 экз. отправляются сдатчиком транспортному ведомству, 1 экз. передается приемщику лома, 1 экз. остается у сдатчика лома;
  • удостоверением о дезактивации – составляется теми предприятиями-сдатчиками лома, которые используют в производстве радиоактивные вещества;
  • удостоверением, подтверждающим обезвреживание вредных химических веществ в металлоломе. Данный документ составляется химическими производствами.

Бланки указанных удостоверений и паспорта представлены в ГОСТе 1639-2009.

Стоит отметить, что порядок сдачи металлолома предусматривает еще оформление на конечный прием лома акта, бланк которого и порядок его заполнения и хранения утверждены в правительственном Постановлении №370 от 11.05.2001г.

Правила приема черного лома

Порядок сдачи черного металлолома предусматривает меньше ограничений, чем работа с цветным ломом.

Приемка черного лома осуществляется:

  • у предпринимателей и организаций любой формы собственности при наличии у них документов, которые подтверждают право собственности на сдаваемый металлолом;
  • у физических лиц – при предъявлении ими паспорта и с указанием основания возникновения права собственности на металлолом, который они сдают. При этом сделки с продавцами, которым исполнилось 14 лет, возможны только при наличии у них паспорта. Однако приемщик лома сам может предусмотреть ограничения на работу с такими сдатчиками на основании действующего законодательства РФ.

Приемка металлолома осуществляется по массе нетто, которая рассчитывается, как разница между массой брутто, весом тары и транспортного средства и массой засоренности.

Черный металлолом принимается только, если он предварительно рассортирован:

  • по его видам;
  • по группам;
  • или по маркам в соответствии с требованиями ГОСТа 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия».

Кроме того, в случае сдачи в лом списанных машин и агрегатов, приемщик вправе отказаться от них, если они поставляются в неразобранном виде.

Приемка металлолома ведется партиями. Под партией понимается металлолом, который относится к одному виду, группе или марке, отгружается в одном транспортном средстве и сопровождается единым паспортом (документом о качестве).

При приемке черного металлолома засоренность маслом и безвредными примесями принимается в фактической величине. Засоренность определяется путем взвешивания отобранных проб.

Для того чтобы при приеме провести проверку на соответствие черного металлолома составу, габаритам, массе, степени чистоты, плотности и иным показателям, производят отбор из партии 5 пакетов (либо брикетов). В случае если в ходе проверки получены неудовлетворительные результаты, разрешается провести повторные испытания. И именно их результат становится окончательным и распространяется на всю партию.

При приемке черного металлолома обязательно проводится его проверка на взрывобезопасность. Порядок реализации такой проверки четко прописан в ГОСТе 2787-75, в частности:

  • в случае обнаружения металлолома (боеприпасов), который не обезврежен, дальнейшая работа с ним должна быть приостановлена. Кроме того, должны быть приняты меры по удалению этих предметов, их обезвреживанию или уничтожению. Но это должны выполнять представители воинской части;
  • проверка черного металлолома (кроме боеприпасов) на взрывобезопасность, а также удаление из указанных предметов взрывоопасных частей и деталей, должны осуществляться под управлением лица, которое прошло специальную подготовку и имеет об этом удостоверение.

Кроме того, для того, чтобы проверка на взрывобезопасность была проведена правильно и без рисков, необходимо разработать подробную инструкцию, в основу которой должны лечь нормы ГОСТа 2787-75.

Другие публикации:  Фельдшер это медицинский стаж

По итогам всех проведенных проверок оформляется приемосдаточный акт, форма и порядок заполнения которого утверждены Правительством РФ в Постановлении от 11.05.2001 г. №369.

Все приемосдаточные акты на металлолом (на цветной и на черный) подлежат регистрации в специальной Книге учета. Порядок ее ведения и содержание ее граф закреплен в правительственных Постановлениях №369 и №370 от 11.05.2001 г.

Реализация металлолома

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е»п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ);
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона №174-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №02-04-10/1305).

При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 121002440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.

Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфин в Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20. В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет: