Раковый регистр приказ

22.03.2018 Выкл. Автор admin

(официальный сайт программы «Канцер-регистр»)

Главная страница

Программа « Канцер-регистр 6FB » предназначена для регистрации и ведения учета больных злокачественными новообразованиями в территориальных учреждениях Российской Федерации.

Программа «Канцер-регистр 6FB» позволяет отправлять обновления баз данных территориальных раковых регистров в базу данных Федерального ракового регистра РФ.

Полностью поддерживается приказ №135 от 19 апреля 1999 г. “О совершенствовании системы Государственного ракового регистра” Министерства здравоохранения Российской Федерации, который регламентирует регистрацию больных злокачественными новообразованиями при формировании Государственного ракового регистра.

Программа разработана ФГУ МНИОИ им. П.А.Герцена.

Распространение и поддержка программы осуществляется среди территориальных учреждений Российской Федерации бесплатно.

Только зарегистрированным пользователям доступна страница обновления программы (Скачать). Для регистрации следует обратиться в ФГУ МНИОИ им. П.А.Герцена (см. страницу Контакты).

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 23.12.96 N 420 «О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАКОВОГО РЕГИСТРА»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПОЛОЖЕНИЕ О РАКОВОМ РЕГИСТРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ

Территориальный (республиканский, краевой, областной) уровень ракового регистра (далее — регистр) является составной частью системы популяционных раковых регистров России, обеспечивающей полицевой учет онкологических больных и разработку достоверных данных для принятия своевременных организационных решений по совершенствованию специализированной онкологической помощи населению. Формирование базы данных регистра осуществляется, как правило, на базе госпитального ракового регистра.

1.1. Регистр создается и функционирует на базе организационно-методического кабинета (отделения) республиканского, краевого, областного, городского, районного (больших городов) онкологического диспансера или медицинского информационно-вычислительного центра данной территории.

1.2. Штатные нормативы персонала популяционного регистра определяются из расчета на 1 млн. населения территории — 1,5 врачебной должности, 2,5 должности среднего медицинского персонала, 1,5 должности инженерно-технического персонала.

1.3. Штатные нормативы госпитального ракового регистра определяются из объема работ клиники, кроме заведующего, на 1000 выбывших больных — 0,5 врачебной должности, 0,5 инженерного персонала, 1.5 должности среднего медицинского работника, включая работу медицинского архива, 0,3 технического персонала.

1.4. На территориальном уровне проводится сбор, накопление и хранение информации на основе формализованных специальных медицинских документов.

1.5. На территориальном уровне должностным лицом, ответственным за функционирование регистра и качество выходных данных, является главный врач онкологического диспансера. Территориальный регистр ежегодно представляет данные о своей деятельности в региональный НИИ-координатор (Приложение 2). Техническое обеспечение системы осуществляется Минздравом России. Институты — кураторы ежегодно представляют информацию, отчеты о деятельности регистров регионов по международным стандартам в головное учреждение федерального уровня (п. 1.8).

1.6. Передача информации с территориального уровня регистра осуществляется на магнитных, а в ряде случаев на бумажных носителях. Порядок ее определяется учреждением — координатором.

1.7. Головным учреждением федерального уровня по созданию и внедрению системы регистров является МНИОИ им. П.А. Герцена. Головное учреждение федерального уровня совместно с региональными центрами обеспечивает научно-методическое руководство регистрами, координацию их работы, разработку пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих их деятельность, в том числе соответствующих учетных форм и выходных данных регистра единого унифицированного программного обеспечения. Головное учреждение ежегодно осуществляет свод и анализ заложенной в регистры информации, подготовку аналитических материалов с представлением их в Минздравмедпром России.

1.8. Техническое обеспечение для популяционных раковых регистров: 1 персональный компьютер (ПК) на 10000 больных, состоящих под диспансерным наблюдением (при 2 и более ПК, целесообразно формировать локальную сеть). Для учрежденческих раковых регистров 1 ПК на 2000 выбывших больных.

2. Регистр, имеющий целью обеспечение длительного автоматизированного персонального учета лиц с установленным диагнозом злокачественного новообразования, проживающих или проживавших на данной территории, необходим для:

2.1. Эпидемиологических исследований, имеющих целью изучение характера, структуры, уровней, динамики и тенденций заболеваемости злокачественными новообразованиями населения территории.

2.2. Последующего наблюдения за больными злокачественными новообразованиями в лечебных целях (на районном уровне зоны обслуживания больных).

2.3. Представления данных о выживаемости больных:

2.3.1. При различных нозологических формах новообразований;

2.3.2. В связи с методами и режимами лечения;

2.3.3. В связи с клиническим течением заболевания.

2.4. Определения соотношения между числом случаев распространенного локализованного рака и числом случаев распространенного опухолевого процесса в момент установления диагноза и ежегодного изменения этого соотношения.

2.5. Обеспечения обмена информацией и организации совместных исследований с другими регистрами рака на национальном и международном уровне.

2.6. Формирования государственной онкологической отчетности в соответствии с учрежденными официальными формами.

2.7. Формирования по запросам пользователей информационно — справочных данных, хранящихся в регистре.

2.8. Оценки основных параметров, характеризующих состояние специализированной онкологической службы.

2.9. Использования данных регистра для разработки материалов о потребностях онкологических больных в материально-технических службах, кадрах, ресурсах специализированных учреждений, учитывая возникающие со временем изменения в потребностях для создания оптимальной модели планирования.

2.10. Решения комплекса задач стоящих перед госпитальным раковым регистром, по оценке эффективности лечения онкологических больных.

3. Цели, перечисленные выше, определяют две сферы деятельности регистра.

3.1. Внутренняя деятельность — функции регистра на территориальном уровне заключаются в представлении данных о больном для организации эффективного лечения и дальнейшего наблюдения, обучения врачей и другого медицинского персонала.

3.2. Внешняя деятельность — обеспечение сравнимости данных регистра как на национальном, так и на международном уровне: обеспечение возможности использования данных регистра для онкоэпидемиологических и медикоэкологических исследований на федеральном и международном уровне.

Начальник отдела медицинской
статистики и информатики
Минздрава России
Э.И.ПОГОРЕЛОВА

Приложение 2
к Приказу Минздрава России
от 23 декабря 1996 г. N 420

Приказ Минздрава РФ от 19 апреля 1999 г. N 135 «О совершенствовании системы Государственного ракового регистра»

Приказ Минздрава РФ от 19 апреля 1999 г. N 135
«О совершенствовании системы Государственного ракового регистра»

О создании Государственного ракового регистра см. приказ Минздрава РФ от 23 декабря 1996 г. N 420

С целью совершенствования системы Государственного Ракового Регистра, унификации и стандартизации данных о больных злокачественными новообразованиями в соответствии с международными стандартами, утвержденными ВОЗ для раковых регистров, и требованиями современных информационных технологий приказываю:

1. Ввести в действие с 01.07.99 документы, регламентирующие регистрацию больных злокачественными новообразованиями при формировании Государственного ракового регистра:

1.1. «Инструкцию по регистрации и ведению учета больных злокачественными новообразованиями в Российской Федерации» (Приложение 1);

1.2. Форму N 090/У: «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования» (Приложение 2);

1.3. Инструкцию по заполнению «Извещений о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования» (Приложение 3);

1.4. Форму N 027-1/У: «Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием» (Приложение 4);

1.5. Инструкцию по заполнению «Выписки из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием» (Приложение 5);

1.6. Форму N 030-6/У: «Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (Приложение 6);

1.7. Инструкцию по заполнению «Контрольной карты диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (Приложение 7);

1.8. Форму N 027-2/У: «Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования» (Приложение 8);

1.9. Инструкцию по заполнению «Протокола на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования» (Приложение 9);

1.10. Форму N 030-ГРР: «Регистрационная карта больного злокачественным новообразованием» (Приложение 10);

1.11. Инструкцию по заполнению «Регистрационной карты больного злокачественным новообразованием» (Приложение 11);

1.12. Форму N 030-6/ТД: «Талон дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (Приложение 12);

1.13. Инструкцию по заполнению «Талона дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (Приложение 13);

1.12. «Комплексный классификатор данных о больных злокачественными новообразованиями при формировании Государственного ракового регистра» (Приложение 14).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить внедрение с 01.07.99 документов, регламентирующих регистрацию и учет больных злокачественными новообразованиями во всех подведомственных им учреждениях здравоохранения.

3. Центру информационных технологий и эпидемиологических исследований в области онкологии в составе Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена Минздрава России обеспечить оказание консультативной и методической помощи органам и учреждениям здравоохранения при внедрении документов, регламентирующих регистрацию и учет больных злокачественными новообразованиями.

4. Отделу медицинской статистики и информатики (Тишук Е.А.) обеспечить контроль за внедрением учетной документации.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Лешкевича И.А.

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.14) на тему: Разработка и внедрение системы Государственного ракового регистра на территориальном уровне

Оглавление диссертации Грецова, Ольга Петровна :: 2003 :: Москва

Глава I Принципы организации учета онкологических заболеваний (обзор литературы).

Другие публикации:  Налог на рекламу сайта

1.1. Этапы развития и принципы учета больных со злокачественными новообразованиями в России.

1.2. Организация автоматизированного учета больных со злокачественными новообразованиями в России и странах бывшего СССР.

1.3. Опыт учета онкологических больных в зарубежных странах

1.4. Опыт создания различных систем унификации (классификаций) данных о злокачественных заболеваниях.

Глава II Методология построения популяционного ракового регистра

2.1. Развитие учетной документации.

2.2. Структура унифицированной «Регистрационной карты онкологического больного».

2.3. Формализация данных об онкологических больных с помощью комплекса классификаторов

Глава III Создание компьютерной программы для автоматизированного учета больных со злокачественными новообразованиями и процедур контроля за качеством информации.

3.1. Программный комплекс «Канцер-регистр».

3.2. Процедуры защиты и контроля информации.

Глава IV Разработка алгоритмов выходных данных информационно-аналитической системы популяционного регистра.

4.1. Выписка из популяционного канцер-регистра.

4.2. Списки по заданным параметрам.

4.3. Аналитические таблицы.

4.4. Блок «Выживаемость».

4.5. Расчет показателей заболеваемости.

4.6. Формы Государственной статистической отчетности.

Глава V Развитие сети территориальных популяционных раковых регистров России.

Введение диссертации по теме «Онкология», Грецова, Ольга Петровна, автореферат

Многие вопросы противораковой борьбы, связанные с планированием и оценкой проводимых мероприятий пересматриваются в настоящее время в связи с внедрением современных технологий во все области медицины, с повсеместным использованием и доступностью компьютеров. С учетом возможностей персональных компьютеров при накоплении и анализе информации становится реальным процесс формирования гипотез о канцерогенезе, определения факторов риска, влияния методов диагностики и лечения на заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в рамках отдельного региона и страны в целом.

Проблемы, связанные с онкологической патологией в России сохраняют особую актуальность в современных условиях. Опосредованное, но крайне неблагоприятное действие экономической, политической и социальной нестабильности в стране на здоровье популяции в полной мере проявляется на уровне заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований. По данным МНИОИ им. П.А. Герцена [70,152] в 2001 г. диагноз злокачественного новообразования был установлен 451 299 больным, из них женщины составили 52,0%, мужчины — 48,0%. Абсолютное число заболевших в 2001 г. на 11,9% больше, чем в 1992 г. Рост числа заболевших с учетом специфики демографической ситуации в России свидетельствует об истинном росте онкологической заболеваемости, так как наблюдается на фоне убыли численности населения (в 2001 г. по сравнению с 1992 г. убыль населения на 3,1%, прирост числа заболевших на 11,9%). В структуре смертности населения России злокачественные новообразования занимают третье место после болезней сердечно-сосудистой системы и травм и отравлений. Среди умерших в трудоспособном возрасте (15-59 лет) доля умерших от злокачественных новообразований составила 14,1%- Потери от злокачественных новообразований в репродуктивном возрасте (20-44 года) в женской популяции составили 15,6%.

Высокая стоимость лечения больных со злокачественными новообразованиями в сочетании с затратами на социальное обеспечение больных, с учетом неблагоприятного прогноза многих нозологических форм, а также утрата трудоспособной части населения ведет к значительным экономическим потерям со стороны общества. В связи с этим нужна как программа профилактики злокачественных новообразований, адаптированная к современным условиям и возможностям, так и измененная стратегия борьбы с онкологическими заболеваниями в России.

В настоящее время уровень современных представлений о канцерогенезе, факторах риска и методах диагностики предполагает создание региональных противораковых программ нового типа, разработанных на основе динамического анализа сложившейся ситуации в регионах с учетом региональных особенностей условий жизни. Россия объединяет субъекты федерации, имеющие значительные климатогеографические, экономические, социальные, этнические, религиозные, демографические, экологические отличия. Для популяций, составляющих массив населения России, характерны различные бытовые уклады, рационы питания, распространенность вредных привычек, доступность и качество медицинской помощи, степень реализации репродуктивного потенциала, интенсивность влияния естественных канцерогенных факторов и антропогенных агентов, загрязняющих водный, почвенный и воздушный бассейны, активность миграции, генофонд, специфические спектры наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Без интегрированной динамической оценки сложившейся ситуации затруднено получение вариантов управленческих решений, тем более трудно просчитать их возможные последствия.

Базой для разработки региональных и общегосударственной противораковой программы являются статистические и эпидемиологические данные. Создание сети популяционных раковых регистров подразумевающих длительный мониторинг злокачественных новообразований, изучение выживаемости больных, эффективности различных методов лечения и профилактики даст возможность получения полной и качественной информации. Формирование единой системы автоматизированных популяционных раковых регистров в России на основе корпоративной сети онкологических учреждений является одной из первоочередных задач в области совершенствования организации здравоохранения.

Создание системы мониторинга злокачественных новообразований имеет целью повышение эффективности работы онкологической службы в целом, ее учреждений и подразделений путем адекватной оценки состояния онкологической помощи в количественных критериях, обеспечения возможности оперативного получения информации для принятия решений и контроля за выполнением последних на территориальном, региональном, федеральном уровнях, оптимизации лечебного процесса и диспансерного наблюдения онкологических больных, формирования информационной базы для проведения эпидемиологических исследований злокачественных новообразований и разработок по изучению отдаленных результатов лечения.

Популяционный раковый регистр аккумулирует информацию обо всех случаях злокачественных новообразований в массиве определенной популяции с учетом персональных параметров, касающихся пациентов, а также клинических и морфологических характеристик новообразований в порядке, позволяющем анализировать статистику распространенности и оценить степень влияния злокачественных новообразований на уровень общественного здоровья. База данных популяционного ракового регистра должна постоянно пополняется путем поступления информации из различных источников. Значимость популяционного канцер-регистра определяется качеством заложенной информации и спектром ее использования, возрастая по мере накопления информации за более длительный период.

В популяционном раковом регистре периодически анализируется информация о заболеваемости и характеристиках отдельных видов злокачественных новообразований в различных группах изучаемой популяции, временных изменениях трендов заболеваемости, выживаемости, смертности и т. д. Сравнение уровней заболеваемости может быть совмещено с корреляционным анализом по потенциальным факторам риска. Эти данные не только являются основным источником информации для исследований эпидемиологического характера, но используются при планировании и оценке эффективности мероприятий по профилактике рака, для оценки состояния системы медицинской помощи и социальной защиты при злокачественных новообразованиях. Популяционные раковые регистры могут быть также использованы для мониторинга когорт и профессиональных групп, экспонированных к различным канцерогенным агентам. Популяционный канцер-регистр является адекватной системой для глубокого изучения этиологии, патогенеза, клинических характеристик злокачественных новообразований на уровне индивидуума благодаря снижению вероятности ошибок при формировании выборок и возможности проведения на едином массиве данных дескриптивных и аналитических исследований.

Длительное прослеживание пациентов в системе канцер-регистра -единственный надежный метод изучения выживаемости онкологических больных. Современный подход предполагает, что популяционный мониторинг злокачественных новообразований вовлекает не только медицинские, научные, но экономические и социальные аспекты.

Регистрация злокачественных новообразований в популяции должна быть максимально полной, однако деятельность раковых регистров в значительной степени ограничена этическими рамками и юридическими нормами, обусловленными необходимостью сохранения конфиденциальности, что препятствует обмену информацией с другими (не раковыми) регистрами, включая регистры причин смерти.

Сбор информации в России был обусловлен тем, что в основу помощи онкологическим больным был взят диспансерный метод обслуживания по территориальному (участковому) принципу [63, 115, 120, 128]. В 1925 г. в России был введен порядок регистрации причин смерти на основе врачебных свидетельств о смерти. В 1939 г. вышло постановление о регистрации больных со злокачественными новообразованиями в специальных извещениях. Система обязательного учета и пожизненного наблюдения онкологических больных существует с 1953 года [83, 113]. Несмотря на то, что статистика злокачественных новообразований в России не является исчерпывающей, в стране накоплен беспрецедентный опыт регистрации рака в колоссальном популяционном массиве на протяжении десятилетий. В то время как, например, в США статистика заболеваемости покрывает не более 10% населения.

За прошедшие годы разработана система учетно- отчетных документов, определена структуризация больных по локализациям, стадиям, гистологическим формам и рекомендациям схем специального лечения [87, 146 147]. В территориальных онкологических учреждениях были созданы картотеки «Контрольных карт диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием», в которые заносились сведения о диагнозе, лечении и изменении состояния больного, систематизированы потоки больных. В связи с развитием технических возможностей были предприняты попытки автоматизированного сбора и анализа этой информации [22, 58, 61, 89, 96, 132, 148]. В конце 80-х годов прошлого века была внедрена система централизованной обработки информации о заболеваемости злокачественными новообразованиями населения РФ и смертности от них (АСОИ «Онкология» [62, 117, 142], созданная НИИ онкологии и медицинской радиологии МЗ БССР), для этого были введены новые учетные формы. МЗ СССР и РФ был издан ряд нормативных документов, посвященных созданию единой автоматизированной системы учета: приказ № 1266 МЗ СССР 1976 г. «О проведении подготовительных мероприятий к внедрению в стране централизованной с помощью ЭВМ обработки материалов об онкологических больных»; приказ-постановление № 66/27 МЗ РФ от 02.04. 1993 г. «О разработке прикладных базовых интеллектуальных систем в интересах совершенствования медицинской помощи населению»; приказ № 158 МЗ РФ от 23.04.96 «О программе Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 г.»; приказ № 420 МЗ РФ от 23.12.96 г. «О создании Государственного ракового регистра»; приказ № 204 МЗ РФ от 14.07.97 г. «Об организации Центра информационных технологий в области онкологии в составе Московского научно-исследовательского онкологического института»; приказ № 270 МЗ РФ от 12.09.97 «О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению Российской Федерации».

Другие публикации:  Заявление об обеспечении иска в арбитражный суд

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 420 для обеспечения автоматизированного мониторинга злокачественных новообразований на базе популяционных раковых регистров в составе республиканских, краевых, областных онкологических диспансеров, в ряде случаев (в больших городах) на базе популяционных раковых регистров как специальных организационных структур должна быть сформирована вертикально-ориентированная система Государственного ракового регистра [131].

В настоящее время значительное число территориальных онкологических учреждений России имеют автоматизированные рабочие места врачей-статистиков, адекватный компьютерный парк, высококвалифицированные кадры, программное обеспечение для формирования статистических отчетов по формам государственной онкологической статистики, а также компьютерные средства для получения некоторой аналитической информации. Однако территориальные популяционные регистры действуют разобщенно, емкость баз данных часто неудовлетворительна, отсутствует стандартизация заложенной информации. Около четверти онкологических диспансеров ведут учет больных с помощью бумажных картотек. Функционирующее во многих диспансерах программное обеспечение морально устарело. Объем и качество вносимой информации не соответствуют стандартам раковых регистров Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Наша работа посвящена разработке концепции государственной системы популяционных раковых регистров, предусматривающей качественное повышение эффективности мониторинга злокачественных новообразований и результатов анализа данных, путем внедрения унифицированных методов сбора, систематизации, хранения, анализа информации на всех этапах регистрации рака.

Территориальный )ровень ракового регистра является составной частью системы популяционных раковых регистров России, обеспечивающей полицевой учет онкологических больных и разработку организационных решений по совершенствованию специализированной помощи населению на основе достоверной информации.

В настоящее время ощущается дефицит адекватной информации о заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них. Формы Государственной статистики дают оперативную, но не достаточно уточненную и полную информацию о заболеваемости населения РФ. Форма № 7 «Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями» включает в себя ограниченный перечень локализаций злокачественных новообразований и только 5-летнюю возрастную разбивку. Форма № 35 «Сведения о больных злокачественными новообразованиями» также имеет ряд недостатков, например, еще более ограниченный, чем в форме № 7, перечень локализаций, отсутствие данных о поле и возрасте больных, усеченные данные о проведенном специальном лечении, в обеих формах отмечается не соответствующий современному уровню учет опухолевых новообразований в стадии in situ и первично-множественных опухолей.

В статистических формах отражающих сведения о смертности населения (таблица С51 «Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти») в отношении злокачественных новообразований также существует ряд недостатков: неполный перечень локализаций несовпадающий с перечнем локализаций в формах о заболеваемости, невозможность получения из этих форм сведений о сочетании различных локализаций при множественных злокачественных новообразованиях и т.д.

Проблема более подробной регистрации и изучения первично-множественных опухолей возникла в связи с увеличением частоты выявления первично-множественных опухолей, улучшением диагностики и увеличением продолжительности жизни больных, подвергшихся радикальному лечению по поводу злокачественных новообразований различных локализаций.

Неудовлетворительное состояние информационной базы приводит к недоучету заболеваемости, плохому прослеживанию больных, искажению статистических данных, прямым материальным потерям, которые несет государство.

Вышеперечисленные недостатки учета и отчетности будут исправлены при переходе всех территориальных онкологических учреждений на работу в системе Государственного ракового регистра.

Для создания популяционных регистров рака в территориях необходимо использовать унифицированные первичные документы для сбора информации и формализованные классификаторы для кодирования уже собранной информации как основы единой информационной системы и на этой основе разработать автоматизированную программу учета и мониторинга злокачественных новообразований. В компьютерной программе необходимо предусмотреть возможность накопления значительных объемов информации, контроля качества информации, совместимость выходных данных при внедрении нескольких программных средств и возможность конвертации баз данных при их передаче на более высокий функционально-организационный уровень регистра.

Такое построение системы позволит принципиально изменить уровень информационной поддержки принятия решений на федеральном и региональном уровнях, создать центральный банк обобщенных данных о больных со злокачественными новообразованиями как источник адекватной информации для органов управления и системного анализа проблемы.

Впервые разработана методологическая основа для создания сети территориальных популяционных раковых регистров. Формирование единого информационного пространства позволит оптимизировать изучение онкоэпидемиологических процессов в массиве населения страны, проводить многофакторный анализ заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них, получать достоверные данные о состоянии специализированной помощи онкологическим больным.

Цели и задачи планируемого исследования

Целью работы является разработка и внедрение системы территориальных раковых регистров как основы Федерального популяционного ракового регистра России. Для достижения этой цели необходимо:

1. разработать унифицированные учетные формы, определяющие необходимый объем информации об онкологических больных;

2. создать комплекс кодификаторов, обеспечивающих сопоставимость данных;

3. разработать алгоритм программного обеспечения информационно-аналитической системы популяционного регистра, включающий в себя:

• разработку условий контроля информации;

• разработку выходных форм;

4. создать, совместно с программистами, компьютерный комплекс регистра;

5. внедрить информационно-аналитическую систему популяционного регистра.

Научно-практическая значимость исследования

Разработанный методологический подход к созданию единой сети популяционного ракового регистра, созданная компьютерная программа позволит на основе вводимой информации о больных со злокачественными новообразованиями решить проблему разработки научно обоснованной противораковой программы на государственном и территориальном уровнях. Апробация

Основные положения доложены на V Всероссийском съезде онкологов «Высокие технологии в онкологии» (Казань, 2000), Всероссийском симпозиуме «Новые информационные технологии в онкологической статистике» (Санкт-Петербург, 2001), Международной конференции «Приоритетные направления противораковой борьбы в России» (Екатеринбург, 2001), заседании № 487 Московского Онкологического Общества (Москва, 2002), Всероссийском совещании руководителей службы медицинской статистики органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (Москва, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Информационные системы и технологии в здравоохранении» (Москва, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-правовые и экономические проблемы онкологической службы России» (Казань, 2003), научно-практической конференции онкологов России «Роль раковых регистров в оценке эффективности противораковой борьбы» (Санкт-Петербург, 2003), научно-практической конференции «Современные инфокоммуникационные технологии в системе охраны здоровья» (Москва, 2003).

По теме диссертации опубликовано 23 работы, методические рекомендации.

Объем и структура работы

Диссертация изложена на 183 страницах машинописного текста, иллюстрирована 34 рисунками и 19 таблицами, содержит 5 глав, заключение, выводы, практические рекомендации, приложения и список литературы, который включает 263 источника, из них 180 отечественных и 183 зарубежных.

Популяционный раковый регистр Санкт-Петербурга

СПБ ГБУЗ МИАЦ осуществляет информационно-техническое сопровождение, наполнение и аналитическую обработку информационной системы “Популяционный раковый регистр Санкт-Петербурга” (далее – ПРР СПб).

С декабря 1995 года ПРР СПб входит в состав Медицинского информационно-аналитического центра. С этого времени отдел медицинской статистики опухолевых заболеваний осуществляет централизованный учёт больных злокачественными новообразованиями (далее — ЗНО) 18-ти районов Санкт-Петербурга и проводит оценку основных показателей деятельности онкологической службы города.

Основные задачи

  • Персональный учет больных злокачественными новообразованиями;
  • Совершенствование и развитие автоматизированной системы персонального учета больных злокачественными новообразованиями;
  • Подготовка статистической государственной отчетности о больных злокачественными новообразованиями населения Санкт-Петербурга;
  • Формирование системы оперативного динамического наблюдения за объемом и качеством лечения онкологических больных на уровне каждого района города;
  • Подготовка справочно-информационных материалов для Комитета по здравоохранению;
  • Оценка эффективности лечения и выживаемости больных ЗНО.

Нормативные документы

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 декабря 1996 г. № 420 «О создании государственного ракового регистра»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 апреля 1999 г. № 135 «О совершенствовании системы государственного ракового регистра»

Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 11 июля 2011 г. № 347-р «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи жителям Санкт-Петербурга при онкологических заболеваниях»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915-н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология»

Из истории

Первые популяционные раковые регистры в мире были организованы в начале XX века: в Канаде, США, Шотландии — в 30-е годы, в Австралии, Дании — в 40-е, в Японии, Финляндии и Швеции — в 50-е, в Израиле и Китае — в 60-е годы. В 1966 г. с целью содействия обмену информацией между раковыми регистрами на международном уровне была основана Международная ассоциация раковых регистров (IACR).

В настоящее время сведения из раковых регистров активно используются для анализа онкоэпидемиологической ситуации в мире, экономических последствий рака, а также для обоснования, планирования и организации профилактических, диагностических, лечебных мероприятий в области онкологии.

Мировая система раковых регистров охватывает 300 млн. населения из 6,7 млрд. и распространяется на страны Северной Америки, Европы, Азии и Океании. К сожалению, большинство стран бывшего СССР, учитывающих ежегодно 900–950 тыс. случаев рака, не входят в мировую сеть канцер-регистров. Единственной административной территорией, представляющей Россию в издании МАИР «CI5», является г. Санкт-Петербург.

Государственная статистика заболеваемости населения России возникла в середине XIX века. В 1908 году было учреждено Всероссийское общество борьбы с раковыми заболеваниями; в 1914 году состоялся Первый Всероссийский съезд по борьбе с раковыми заболеваниями. Обязательная регистрация онкологических больных на всей территории СССР была введена в 1953 году.

Первый в России Популяционный раковый регистр создан 06.07.1993 года Приказом Комитета по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга. С декабря 1995 года Популяционный раковый регистр Санкт-Петербурга входит в состав Медицинского Информационно-аналитического Центра.

Регистрация рака имеет свои особенности. При ее осуществлении специалисты стараются добиться исчерпывающего и своевременного учета всех случаев злокачественных новообразований на конкретной территории. Это позволяет увидеть эпидемиологическую картину – оценить распространенность такого явления, как рак на конкретной территории. Во-вторых, ведение канцер-регистра имеет практический аспект, потому что за каждым случаем рака стоит конкретный человек, соответственно появляется возможность раннего начала своевременного лечения, раннего применения паллиативных мер, если этого необходимо, а также своевременного проведения реабилитации и госпитализации онкологического больного.

Правильная организация учета злокачественных новообразований – это важная составляющая борьбы с онкологическими заболеваниями.

Чтобы увеличивалась выживаемость, необходим мониторинг онкологических пациентов на этапах оказания онкологической помощи – на этапе выявления, установления, уточнения диагноза, лечения и реабилитации, диспансеризации. Время для онкопациента является ключевым фактором его жизни, поэтому отслеживать необходимо продолжительность нахождения пациента на тех или иных этапах. Все это позволяет сделать канцер-регистр.

Популяционный раковый регистр – система сбора, хранения и анализа информации о злокачественных опухолях среди популяции на определенной территории. Раковый регистр Российской Федерации представляет собой многоуровневую модель, которая функционирует в рамках единой государственной системы в сфере здравоохранения. Высший уровень – это федеральный сегмент, размещенный на серверах Минздрава России. Под ним находится региональный сегмент, который формируют популяционные раковые регистры территориальных онкологических учреждений. Далее идут раковые регистры районов, созданные на основе данных первичных онкологических кабинетов или отделений. И, наконец, в каждой медицинской организации учреждений специализированной и общей лечебной сети есть свой регистр онкобольных.

Источниками данных для формирования популяционного ракового регистра территории являются лечебные учреждения, патолого-анатомические бюро, судебно-медицинские бюро, страховые компании и ЗАГСы.

В настоящее время объединенная база данных онкорегистра России охватывает более 70% населения. В ней находятся сведения о 5 млн 917 тысячах 133 пациентах со злокачественными новообразованиями. Из них 2 млн 696 тыс. 260 мужчин и 3 млн 321 тыс. 884 женщины.

Нормативная база

Создание и совершенствование регистра онкопациентов основывается на ряде приказов Министерства здравоохранения, основополагающим из которых является Приказ №135 от 10.04.1999 г. «О совершенствовании системы Государственного ракового регистра». Документ содержит три блока: инструкция регистрации и ведению учета больных злокачественными новообразованиями, унифицированные учетные формы и инструкции по их заполнению, а также комплексный классификатор данных о больных ЗНО.

В соответствии с приказами, учету подлежат все заболевания с кодом МКБ-10 С00-D09. При этом регистрируются только первичные опухоли. Информация о пациенте заносится только один раз, независимо от числа выявленных опухолей, и эти сведения впоследствии не удаляются из базы данных.

В настоящее время свои регистры есть во всех субъекта РФ. Все они успешно работают, однако не из всех передаются данные на федеральный уровень. Причина в том, что в свое время они разрабатывались хотя и в соответствии с Приказом №135, но под конкретные региональные стандарты.

Эффективный инструмент

Не секрет, что успех борьбы с онкологическим заболеванием зависит от стадии, на которой обнаружена опухоль. Поэтому огромное значение имеет профилактика и скрининг населения из групп риска на наличие онкомаркеров. В этом отношении Россия заметно отстает от развитых стран мира. Как правило, у нас опухоли выявляются уже на 3-4 стадии, когда не только требуется дорогостоящее лечение, но и исправить ситуацию бывает уже сложно.

Для правильной организации помощи больным необходимо, чтобы регистр пациентов был наиболее полным и включал в себя данные обо всех пациентах с злокачественными новообразованиями.

Канцер-регистр РФ составляется на основе первичных учетных форм: извещения о больном с диагнозом ЗНО, выписки из медицинской карты стационарного больного ЗН, протокола на случай выявления у больного запущенной формы ЗНО и талона дополнения к контрольной карте.

«Обязательно необходимо посылать извещение о впервые выявленной злокачественной опухоли, или если по непонятным причинам невозможно это сделать, то выписка о поставленном диагнозе и проведенном лечении должна быть направлена в онкодиспансер той территории, где пациент зарегистрирован постоянно», – говорит кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Российского центра информационных технологий и эпидемиологических исследований в области онкологии Ольга Грецова.

Диспансеризация не помогает выявлять рак

Помимо отчетов о численности больных ЗНО регистр дает возможность анализировать представленную в нем информацию. Например, можно проследить индивидуальное течение заболевания у каждого пациента, можно проводить различные когортные и популяционные исследования. Возможно также проанализировать работу отдельной медорганизации, есть возможность посмотреть, в каком возрасте чаще всего выявляются заболевания, чтобы уделить более пристальное внимание именно этой группе населения.

Самое первое, что бросается в глаза при анализе данных из канцер-регистра, это достаточно низкое активное выявление онкологических заболеваний в России. Например, что касается обстоятельств выявления ЗНО, то число обращений граждан по поводу заболеваний практически во всех регионах превосходит число случаев активного выявления опухолей при профилактических осмотрах.

«Возможно, информация о впервые выявленных заболеваниях не доходит до кабинета диспансера и до регистра, так как теряется по пути, поскольку ее считают не очень важной. Но сейчас она становится одним из главных индикаторных показателей для проведения лечебно-профилактических мероприятий», – отмечает Ольга Грецова.

Регистр также дает возможность анализировать причины позднего выявления ЗНО как в целом, так и по отдельным нозологиям. В качестве основной причины обнаружения заболевания на поздней стадии в большинстве регионов считают несвоевременное обращение в медицинское учреждение.

«Списывают позднее выявление на скрытое течение болезни и несвоевременное обращение пациента. Это значит, что не работают программы раннего выявления, не работает диспансеризация, причем уже несколько лет, – подчеркивает Ольга Грецова. ¬–– Если диспансеризация проводится у нас с 2013 года, то 2013, 2014, 2015 и 2016 годы не дали скачка по выявлению».

В некоторых регионах, например, в Томской области, подошли к проблеме ранней диагностики довольно креативно. В региональной информационной системе существует регистр пациентов, входящих в группы риска развития ЗНО. Если такой пациент приходит на прием к участковому врачу, то информационная система просто не дает возможности закрыть электронную медицинскую карту без направления на обследование. И такие меры уже приносят свои плоды.

Раннее начало лечения

Также большое внимание уделяется с недавних пор периоду времени, прошедшему с момента постановки диагноза до начала лечения. Важно, чтобы этот промежуток был как можно меньшим. С помощью федерального регистра можно отследить этот показатель.

Например, в Санкт-Петербурге и Псковской области почти половина пациентов с диагнозом «рак молочной железы» направляются на лечение на первой неделе. А вот в Вологодской области почти 40% пациентов с аналогичным диагнозом получают лечение лишь на 5-8 неделе после постановки диагноза. Такие данные – повод задуматься чиновникам из местного минздрава о совершенствовании организации помощи онкопациентам.

Та же самая информация может быть представлена в днях. Так, по Центральному Федеральному округу период от постановки диагноза «рак предстательной железы» до начала специального лечения в зависимости то стадии заболевания в 2013 году составлял в средней 70 дней, что достаточно много. Эти данные должны вызвать серьезную озабоченность Минздрава и стать основанием для соответствующих проверок.

Популяционный раковый регистр Российской Федерации позволяет не только получить общие данные, но и вывести список тех больных, которые не получали лечение долгое время, поднять первичную документацию и посмотреть, что стало причиной такой задержки.

Работа с раковым регистром способствует увеличению продолжительности жизни онкологического больного и улучшению показателей относительной смертности от онкологических заболеваний на конкретной территории. Канцер-регистр предоставляет большие возможности для организаторов здравоохранения по контролю, анализу сложившейся ситуации, а также помогает в принятии управленческих решений.

Важно только не останавливаться на достигнутом, а продолжать совершенствование отечественного популяционного ракового регистра. По мнению специалистов, работающих с информационной системой, не лишним было бы ввести дополнительные элементы для анализа и контроля качества информации, а также для определения соответствия проведенного лечения порядкам и стандартам. Важно также продолжить интеграцию федерального ракового регистра с другими федеральными и региональными информационными системами.

Другие публикации:  Работа в тобольске юристом