Развод с неверующим

21.06.2018 Выкл. Автор admin

Развод с неверующим


Брак, развод, повторный брак.

Часть 1
Законных причин для развода в Библии всего 2: это случай измены и когда неверующая половинка не хочет жить с верующей. Эти оба варианта ЗАКОННОГО развода оставляют за потерпевшей стороной право на повторный брак.

Чтобы это квалифицированно доказать, разделим 2 случая брака: когда один из супругов верующий и когда оба верующие. Каждый случай имеет свои особенности. Ситуация, где оба неверующие, нас по понятным причинам не интересует.

В полностью верующей паре один из супругов имеет право развестись, только если ему изменили. В этом случае потерпевшая сторона имеет право на повторный брак. Вот откуда мы это узнаём:

Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матф.19:9)

То же высказывание, хотя и не полное, есть у Луки:

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. (Лук.16:18)

Не попадитесь здесь в ловушку. Лука пропустил «кроме вины прелюбодеяния». Не полная информация у этого евангелиста как бы не даёт права на развод НИ ПРИ КАКИХ условиях, а это не так. Только на стихе из Луки нельзя строить доктрину. Нужно учитывать, как о том же самом говорят другие евангелисты. В частности Матфей.

Само собой, недоговоренность такого рода не дискредитирует Священное Писание. Допустимо опускать какие-то детали или факты. Иоанн поясняет, что если писать всё подробно, всему миру не вместить написанных книг.

Например, Матфей пишет о двух бесноватых, при освобождении которых утонуло стадо свиней, а Марк лишь об одном. Сколько бесноватых встретил Иисус на самом деле, понять не сложно: двое. Просто Марк не упомянул еще одного. Аналогичный пример у Иоанна. Он утверждает, что ко гробу Господа побежали Петр и Иоанн, а Лука – что побежал Петр.

В этих несоответствиях нет противоречия. Вот если бы Лука уточнил, что ко гробу побежал ТОЛЬКО Петр, оно бы присутствовало. Так же нужно рассматривать и пропуск «кроме вины прелюбодеяния» у Луки.

Итак, если нельзя разводиться НЕ ЗА ВИНУ прелюбодеяния, совершенного мужем (женой), то за вину уже можно. Опираясь на логику 1-й половины стиха о разводе, приведенного Матфеем, его 2-ю половину следует понимать так: кто женится на разведенной не за вину прелюбодеяния, тот прелюбодействует, а кто женится на разведенной за вину прелюбодеяния (т.е. по причине, что ей изменили), тот не прелюбодействует. Все ясно и просто.

Запомните этот ход рассуждений, чтобы знать, как отвечать любителям устанавливать в церкви неправомочные запреты. Иисус строг к такому поведению, когда на Его людей возлагают бремена неудобоносимые. Одно из них – запрет на повторный брак всем без исключения разведенным.

Часть 2
Обратимся к инструкции Павла коринфским верующим. Относительно брака и развода он пишет:

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей. (1Кор.7:10-11)

«Не я повелеваю, а Господь». Павел ссылается на всем известное высказывание Господа из Евангелий, которое мы разбирали выше. Здесь надо увидеть вот что: в своем послании апостол рассматривает запрет разводиться верующим парам НЕ ЗА прелюбодеяние. Просто как и его друг Лука, Павел не оговаривает, опускает это исключение, и в полном соответствии с повелением Господа делает следующий безошибочный вывод: разведенная по неуважительной причине, если не хочет попасть под искушение прелюбодеяния, что грозит ей потерей спасения, «должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим».

В обращении к мужьям Павел ограничивается кратким «и мужу не оставлять жены своей», что должно подразумевать те же увещевания: в противном случае он должен оставаться безбрачным, или примириться со своей женой.

Уточним еще раз: у верующего НЕТ ПРАВА на развод с верующим, если ему не изменили. Но даже если и изменили, есть возможность простить. В случае хронических измен прощения тоже никто не отменяет, но оно уже не предполагает обязательного сохранения семьи. Не правильно искушать Господа, оставаясь под постоянным риском заражения разнообразной половой инфекцией, переносчиком которой с большой долей вероятности является супруг-блудник. Есть и другие причины. Например, та же телегония.

То, что Павел до сих пор рассматривал брак именно среди верующих, выясняется из его дальнейших слов:

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. (1Кор.7:12-13)

Прочие – это половинки, уверовавшие в неверующих семьях. Раз они «прочие», значит предыдущие увещевания относились к полностью верующим семьям – 2-й возможной категории браков с участием верующих (т.к. Писание для верующих).

Далее… Что значит выражение «не должен оставлять ее»?

Это ответ на вопрос «должен или не должен?» То есть предложение Павла представлено в форме позволения, не директивы. Это важно увидеть. Павел дает совет на непонимание, возникшее в церкви: во всех ли случаях надо разводиться с неверующими?

Откуда возник такой вопрос? Из истории Божьего народа. Бог запрещал Израилю сходится в браке с язычниками, чтобы те не развратили верующую половинку. В нашем случае – «уверовавшую половинку». В частности Ездра описывает такой опыт массового развода:

По совету… благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жен и детей, рожденных ими, — и да будет по закону! (Ездр.10:3)

Раз Господь не оставил заповеди как уже в Новом Завете регулировать случаи брачных отношений с неверующими (Иисус учил исключительно верующих Израиля), ответы искались в Ветхом. В Ветхом же завете развод с неверующими поощрялся. Вот почему оставалось это непонимание.

Прежде чем двигаться дальше в наших рассуждениях, нужно уточнить, что Послания Нового Завета написаны в основном апологетически, т.е. на нужду, как ответы на возникающие в первоапостольской церкви проблемы или вопросы. В таком духе Павел и разъясняет, как поступить в подобной ситуации: «Прочим же я говорю, а не Господь».

Заметьте, если Господь повелевает в предыдущем отрывке, то здесь Павел просто говорит. Характер обращения Господа верующим парам – императив, Павел же просто советует тем, кто связаны брачными узами с неверующими.

Смысл его личной вставки в том, что состоящему в браке с неверующим не обязательно автоматически разводиться по образцу Ветхого Завета. Если неверующий «согласен жить» с верующим, пусть такой брак продолжается, ничего страшного. Есть шанс, что 2-я часть пары точно также же спасется. Да и дети, отойди они после развода к неверующему, были бы нечисты от пагубного влияния, а так, живя в семье, где хотя бы один родитель знает Бога, уже святы: настолько свет в одном родителе сильнее тьмы в другом.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:14)

Вот почему есть эта возможность продолжать жить в браке с неверующим в Новом Завете в отличие от Ветхого. Слава Нового Завета несоразмеримо выше славы Ветхого, и если во времена Ветхого чистый осквернялся от нечистого, то в Новом уже нечистый освящается от чистого. Например, прокаженный в Ветхом Завете считался нечистым, и прикосновение к нему делало чистого нечистым. В Новом Завете уже чистый очищает нечистого: «Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы» (Мф.8).

Таким образом, мы рассмотрели случай, когда неверующий согласен сохранить семью. А если не согласен?

Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. (1Кор.7:15)

Давайте здесь уточним что означает «согласен жить с ней» и что значит «хочет развестись»? Я придерживаюсь трактовки Кеннета Хейгана, который учит, что свое желание развестись неверующий может и не озвучить вслух, если уже демонстрирует это своим поведением. Если, например, дебоширит, распускает руки или противится вере своей супруги. Этим он уже свидетельствует, что не согласен жить с ней. Мало ли что не высказал свое нежелание. Согласие жить семьей неотделимо от непосягательства на атмосферу, где верующему сохранена возможность спокойно верить и служить Богу.

Если в смешанном браке неверующая сторона хочет развестись, пишет Павел, то пусть так и произойдет. «Пусть» – долженствование для верующей стороны, которая не вправе препятствовать такой инициативе неверующей стороны, и апостольское дозволение продолжать сохранять семью с верующего в таком случае снимается. Человек уже не связан прежними брачными обязательствами с неверующим.

Сказанное особенно актуально в свете существующей в Теле Христовом тенденции поощрять особенно жен тянуть лямку брака, где язычник-муж угрожает, бьет, материт верующую жену, запрещает ей посещать церковь. Сколько я ни слышал, плоды от таких консультаций были плачевными. Сестры, дававшие такому браку очередной шанс, заканчивали потом переломанными носами, синяками, тяжелыми душевными травмами, а одну сестру пьяный неверующий муж избил до такой степени, что она впала в состояние аффекта и зарезала его ножом. Суд ее оправдал. Потом она пришла к нам в речное собрание и долго «отмокала» от всего этого ужаса. Почему она дала довести себя до такого состояния? Потому что была так наставлена: «разводиться нельзя, ну убьет тебя, зато сразу пойдешь на небо». На небо-то она пойдет, да только не благодаря, а вопреки такой «консультации».

Как рассматриваем мы фразу «не должна оставлять его»: как допущение-разрешение или же как повеление-долженствование, то и определит, какие консультации выйдут из нас к состоящим в браке с неверующими: истинные или ложные. Стараться сохранять брак – всегда достойно и хорошо, но есть строгие библейские границы, если это брак с неверующим. Такие случаи должны рассматриваться особо. «Прочим же я говорю…»

Если сестра развелась с неверующим не за блуд, а потому что с ней не захотели жить, ей все равно дается право на повторный брак. То же справедливо в отношении брата, с которым развелась неверующая жена. Кроме того, что такой вывод продиктован самой логикой Писания – при законном разводе законно и право на повторный брак – присутствует он и в дальнейших увещеваниях Павла. Вот, в частности, что продолжает он говорить всё тем же «прочим»:

Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. (1Кор.7:27-28)

Подстрочный перевод этого стиха не оставляет никаких сомнений в отношении того, к кому обращается апостол: «связан ты с женой? не ищи развязывания. Развязался ли от жены? (т.е. развелся ли на законном основании – Ф.Я.) не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь».

Развязался от жены, на греческом значит: развелся с ней. Налицо прямое разрешение на повторный брак разведенного с неверующим по инициативе неверующего.

И последнее… как быть, если уже верующий муж бьет верующую жену? Вроде как единственная причина для развода – вина прелюбодеяния супруга – в данном случае отсутствует. Какой же выход? Он есть и он библейский. В таких случаях к мужу-драчуну должна быть применена 3-хступенчатая процедура из Матфея 18, оставленная нам Господом:

Другие публикации:  Ограничить алименты

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще 1-го или 2-х, дабы устами 2-х или 3-х свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
(Матф.18)

Если избивающий свою жену отказывается принять обличение вначале от нее лично, потом при свидетелях, потом при всей церкви, его надо перестать считать за брата, мало ли как он себя там все еще персонифицирует. И уже как к язычнику к нему следует применить меру, оставленную Павлом: «если неверующий хочет развестись (об этом желании он говорит своим поведением), то пусть разводится; сестра в таком случае не связана».

Нельзя игнорировать ни одну из заповедей Господа, и процедуру Матфея 18 необходимо вернуть в Церковь, чтобы устранить нарекания за якобы неправомерные разводы среди верующих. Новозаветное понятие «лжебратья» все еще в силе.

Остается добавить, что сказанное выше лишь подчеркивает истинность повеления Господа «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Разлучает провинившийся, инициатор, а не потерпевший и реагирующий законным разводом.

Развод с неверующим

Main navigation

Строка навигации

Такая ситуация довольно часто встречается в жизни, когда муж является неверующим, а жена — верующая. Писание призывает сохранять и такой брак всеми силами, если неверующий муж желает жить вместе с верующей женой. 1Кор. 7:13,14,16 «. жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?». Поэтому целью такой семьи является сохранение единства, приближение мужа к Господу через верное хождение жены перед Богом.

Никогда не будет мира и устройства в семье, где верующая жена ищет повода развестись с неверующим мужем, вместо того, чтобы прикладывать все усилия для его приближения к Богу и для сохранения семьи. Бог видит сердца всех жен и с искренними поступает искренне. Иисус Христос сказал, что Дух Святой даст нам силу быть свидетелями Христа (Деян. 1:8). Самыми великими свидетелями являются верующие, которые имеют неверующего супруга. Верующая жена в доме — это особое благословение для мужа и детей, она должна распространять в доме свет Божией любви, мудрости, мира и радости. Для того, чтобы иметь успех в жизни и быть вместе в вечности со спасенным мужем, необходимо сильно любить Бога и мужа и желать спасения мужа. Это очень сложная задача, но для Бога нет ничего невозможного, если Его дети послушны Ему.

Для верующего очень важно Божьими очами смотреть на свою неверующую половину, смотреть как на драгоценную душу, которая находится во власти греха, которую любит Господь и желает спасти. Нельзя смотреть на неверующего мужа как на помеху в жизни. Однажды я спросил у одной сестры, которая долго молилась за своего мужа и за его приход к Богу: «Вы бы хотели, чтобы в раю, в вечности вы были вместе?». Она ответила: «Он мне и здесь всю жизнь отравил, а если еще в раю он будет, то это — трагедия». Вот один из примеров того, когда жена не имеет искренней любви к мужу и молится не за его спасение от всего сердца, а молится о том, чтобы устранить имеющиеся проблемы и трудности, возникающие из-за того, что муж — неверующий. Такие молитвы не имеют силы.

Советы верующим женам, живущим с неверующими мужьями, мы разделим на две большие группы:

А. Что не должна делать верующая жена, живущая с неверующим мужем.

Б. Что надо делать и как должна поступать верующая жена по отношению к неверующему мужу.

А. Что не должна делать верующая жена, живущая с неверующим мужем.

1. Не пытаться изменять своего мужа.

Жены должны довольствоваться таким мужем, какой есть. Нужно изменять себя, а изменять мужа — это привилегия Господа. Каждый человек имеет возможность изменять самого себя.

«Но как же тогда будут изменяться наши мужья?», — спросят многие жены. Писание говорит нам: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14:12,13).

Чтобы изменились мужья, надо измениться женам. Они с Господом, они имеют силу от Него, они знают истину.

2. Не учить, не проповедовать, а жить той жизнью, о которой хочется учить.

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:1-6).

Здесь нет ни одного слова о том, чтобы учить, но говорится о том, как жить. Когда Слово Божие говорит о том, что «неверующий муж освящается женою верующею» (1Kop. 7:14), то имеется в виду ее образ жизни, ее правильное хождение перед Богом, ее молитвы, любовь, доброта, смирение и мудрость в устроении дома.

Одна служительница на ниве Божией Карол Янтцен сказала об этом так: «Некоторые женщины кладут везде литературу, раскладывают на все предметы духовные трактаты о христианской жизни в надежде, что муж прочитает и изменится. Когда жизнь жены не меняется, то именно поэтому мужья не хотят читать Слово Божие. Надо не говорить, а жить по-христиански».

Необходимо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).

Надо проповедовать Христа делами, поступками, характером, а не словами.

3. Не бойтесь того, что ваш муж не всегда вас понимает и временно отвергает ваши ценности.

Слушайте более Бога, нежели мужа в тех случаях, когда это необходимо. Писание предупреждает об этом: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Многие жены боятся ходить в церковь, потому что запрещает муж. Не останавливайтесь в таких случаях, а приближайтесь к Богу, Который может приблизить к Себе и неверующего мужа. Доверяйте больше Богу и Его всемогуществу.

4. Не жалейте сами себя и не ищите сострадания в том, что могло быть иначе.

Вы — не единственные. Очень много жен имели неверующих мужей, но многие из них уже пришли к Богу и родились для новой жизни. Нельзя держать в сердце обиды, боль или гнев на мужа, надо любить мужа и ненавидеть грех и сатану. Бог поставил вас в такую ситуацию, чтобы вы побеждали, а не для того, чтобы роптали. Живите сегодняшним днем, а не вчерашним, имейте веру и надежду на будущее, а не жалейте о прошлом. «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп. 2:14, 15).

5. Не создавайте впечатления и не формируйте в муже мнения, что ваши верующие друзья для вас дороже, чем муж.

Если постоянно оставлять мужа одного, не брать с собой на общения, не ходить к его друзьям, то кроме конфликтов и отчужденности никаких других плодов не будет. Нужно просить мудрости у Бога, чтобы правильно расставлять приоритеты в служении, исходя из того, как быть правильной женой и матерью — это важнейшее служение. Если это служение не исполняется или исполняется плохо, тогда никакое другое служение жена-христианка не может исполнять во всей полноте благословения Божьего. Не будьте настолько «духовны», чтобы отчуждать своего мужа, не проявляя к нему заботы и внимания, не исполняя с любовью свои обязанности жены, не находя новых форм общений с мужем. Ненавязчиво, но с любовью и тактом приглашайте мужа в свои общения, приглашайте своих друзей к себе в дом, знакомьте своего мужа со своими друзьями и не пренебрегайте общением с его друзьями. Помните, что «добродетельная жена — венец для мужа своего» (Пр. 12:4), что «мудрая жена устроит дом свой» (Пр. 14:1), и что «жена есть слава мужа» (1Кор. 11:7).

6. Избегайте ненужного раздражения, упреков, недовольства; избегайте напряжения, недоброжелательности, худых слов.

Когда изменяется жена, то муж видит реальные действия Христа. Раздражение, упреки, недовольство, отсутствие радости у жены будут только отдалять мужа от Христа и утверждать его в неверии. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:29, 31, 32). «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Пр. 25:24).

7. Не ожидайте, что ваш муж будет вести себя сразу по-христиански, не ждите мгновенного результата, имейте долготерпение.

Сколько времени нужно терпеть? Ровно столько, чтобы муж понял разницу в вашей жизни и увидел действие Христа в своей жене. Видя благотворные изменения в жене, он будет иметь побуждения изменяться и приближаться к такому Богу, Который несет свет миру и сделал его жену лучше. «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:35, 36).

8. Не уклоняйтесь от интимной близости с мужем.

Слово Божье повелевает мужу и жене быть вместе. «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, paзве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:4,5).

Мудрая жена будет стремиться показать мужу, что и в физической близости можно достигать большего единства, гармонии и радости, когда присутствует понимание, душевное единство.

9. Не проявляйте непослушание там, где это не противоречит воле Божьей, не манипулируйте мужем, но повинуйтесь ему от всего сердца.

Другие публикации:  Трудовой кодекс рф ст74 ч2

Это одно из самых главных препятствий на пути неверующих мужей к Богу, когда властные и непослушные жены своим мятежным характером разрушают важнейший Божий принцип семейной жизни. Мужа нужно слушаться всегда, а не тогда, когда это выгодно самолюбию жены. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22). Только в тех случаях, когда желания мужа явно идут вразрез с Божией волей, или когда унижается и растаптывается достоинство жены, она должна ставить четкие барьеры для мужа в их отношениях.

10. Не сравнивайте своего мужа с верующими мужьями не в его пользу.

Такое сравнение будет только унижать мужа, отталкивать от общения с верующими и удалять от Христа. Истинная любовь избегает сравнения. Добродетельная жена не унижает, а возвышает мужа, снисходит к его слабостям, покрывает любовью. «Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Пр.31:23). «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Пр. 17:9).

Б. Что необходимо делать верующей жене, чтобы неверующий муж пришел к Богу.

1. Установите правильные отношения с Богом.

Если вы создавали свой брак в противоречии со Словом Божьим, то необходимо попросить прощение у Бога. Если вы имеете грехи, их нужно оставить и исправить себя. Если нет послушания мужу, его необходимо приобретать и т.д. «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет. 5:6). «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас, приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:7, 8).

Всякая неправда и нечистота должны быть оставлены через покаяние у ног Христа. Отношения с Богом должны быть чистыми.

2. Доверяйтесь больше Богу и надейтесь на Него, не надейтесь только на свои силы.

Кто надеется на Бога, тот никогда не разочаровывается (Пс 22:1; Пс. 33:9; Пс. 83:6; Пс 126:1). «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:5-7). Писание дает много обетований: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1). «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс 33:9). «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс 36:4).

3. Читайте каждый день Слово Божие и молитесь за своих мужей и за себя от чистого сердца; просите, чтобы местописание из 1Пет. 3:1-6 было в вашей жизни реальной действительностью.

Молитесь, молитесь и молитесь за себя, за мужа, за детей. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Молитва — это самое важное звено жизни верующей жены, имеющей неверующего мужа, с помощью которого можно вытянуть всю цепь семейных проблем.

4. Воспитывайте своих детей по Слову Божьему.

Дети — ваша надежда и утешение, ваши будущие помощники. Верующие дети — это еще одно свидетельство для неверующего мужа.

5. Не останавливайтесь в вере, а растите дальше духовно.

Часто мужья идут назад, и требуется еще большая духовная сила и терпение. На каждое действие лукавого в вашем муже противопоставьте твердую веру, постоянную молитву, смиренномудренное хождение перед Богом (1Пет. 5:6-8). Нарастающему в мире греху должна противостоять возрастающая духовность и святость. Это трудно, но Слово Божие ободряет вас: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125:5). «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9).

Не стойте на месте, не запутывайтесь в одних и тех же грехах, ищите, творите, взывайте к Господу, приобретайте духовную силу от Него.

6. Напоминайте себе, что Бог любит вашего мужа любовью, которая превосходит все ваши ожидания.

Знайте, что ваше отношение к мужу, даже в самые лучшие времена, значительно хуже отношения к нему Господа, Который умер за него и желает, чтобы он был спасенным. Поэтому не ставьте крест на своем муже, а проявите по отношению к нему все тепло любви-агапе.

7. Смотрите на мужа как на господина.

Если вы слушаете и уважаете его, то он будет слушать вас. Многие жены спрашивают: «Почему мой муж не разговаривает со мной?». А вы сами проанализируйте ваши отношения до брака. Как вели себя вы и он? Почему сейчас не восхищаетесь друг другом, как ранее? Мужья, на которых жены смотрят как на господина, становятся благородными, востребованными и взирающими на жену, как на госпожу.

8. Умейте его слушать и понимать.

Понимание является важнейшей составляющей любви. Находите нужное время и соответствующие обстоятельства, чтобы общаться с мужем, вникайте в его дела, поддерживайте и ободряйте его, умейте утешать и вдохновлять. Покажите всем своим отношением, что у него нет более близкого человека, чем вы. Постарайтесь проанализировать основные причины ваших разногласий с мужем и приложить все усилия для исправления ситуации. Мужа, в большинстве случаев, не смущает то, что его жена верующая, а смущает то, что жена при этом отдаляется от него.

9. Восхищайтесь всем добрым в нем и хвалите его.

Чрезмерная критика создает высокие стены отчуждения, а похвала убирает преграды и сближает. Постоянно показывайте мужу, что вы цените его и благодарны ему за все то, что он делает для вас и для детей. Каждый мужчина желает быть значимым в семье и желает открытого признания своей ценности. Попробуйте каждый день делать естественные комплименты. Всегда есть за что хвалить любого мужа.

10. Показывайте своему мужу, что вы его любите, и говорите ему об этом .

Сверяйте себя в любви по 1Кор. 13. Удовлетворяйте нужды мужа, включая сексуальные. Проявите ласку, нежность, внимание, не отказывайте в интимной близости. Если жена будет проявлять холод в чувствах, то такого мужа трудно открыть для Евангелия. Особенно сильное отчуждение наступает тогда, когда муж разочаровывается из-за холодности своей жены и лишается последней опоры — физического единства.

11. Проявляйте абсолютное послушание мужу всегда, кроме того, что противоречит Писанию.

Даже если муж никогда не придет ко Христу, жена должна проявлять послушание, потому что это угодно Богу. Многие жены не замечают того, что они мятежны, властны, непослушны, а замечают только недостатки мужа. Если жена будет исполнять свою роль в браке, то Господь будет приближать мужа к истине.

12. Покажите радость, красоту и преимущество быть христианкой.

Никогда не впадайте в уныние и никогда не сдавайтесь. Господь на вашей стороне и то, что невозможно человеку, возможно Богу. Радуйтесь тому прекрасному, что у вас есть и чего никто отнять не может: вера, дар вечной жизни, общение с Господом, с церковью, возможность молитв за мужа и за детей, возможность черпать силы у Господа. Несмотря на все трудности, живите так, чтобы «возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9). Все возможно верующей, а если эта верующая еще и оптимистична, за все благодарит Господа и постоянно трудится над собой, то победы могут превзойти все ее ожидания.

Развод «по-христиански»

Некоторые неопытные служители или «добросердечные» друзья-христиане могут посоветовать семейным парам развод, если один из супругов уличил или только подозревает свою вторую половину в прелюбодеянии. Такой совет для человека может стать «разрешением от Бога» разводиться. Но прежде чем быть такими категоричными нужно кое в чем разобраться:

1. Никогда нельзя делать выводы на основании одного отрывка в Библии

Когда мы исследуем Священное Писание, мы не должны делать выводы на основании только одного какого-то отрывка, не зная ни контекста, ни особенностей неточности перевода некоторых мест, ни общей картины. Когда говорится о разводе по причине любодеяния одного из супругов, то нужно кое-что учитывать. Обратите внимание на разницу между словами «прелюбодеяние» и «любодеяние». Эти два понятия существенно отличаются друг от друга. «Прелюбодеяние» – это акт супружеской измены, понятие же «любодеяние» — это не только акт супружеской измены, а как говорят некоторые переводы «распущенность, невоздержанность» (KJV), «аморальность, распущенность» (NASB). Сравнивая многие переводы, мы можем увидеть, что «любодеяние» это не только акт супружеской измены, но развращенность.

Сексуальная развращенность – это жизнь в беспорядочных сексуальных связях, в извращениях, в разврате. Это означает, что человек избрал разврат своим образом жизни. Многие могут спросить: «А разве, прелюбодеяние не является нарушением завета?». Да, конечно же, это является нарушением супружеского завета, но мы должны понимать дух Писания, общую Его концепцию. Давайте посмотрим, как относится Бог к нарушению завета?

Бог, с момента грехопадения человека, начал осуществлять Свой великолепный план спасения падшего человечества, который длился в течении не одной тысячи лет. Он не отвернулся от человека, но послал Своего Сына на эту грешную землю, по причине Своей большой любви к нему.

Когда первые люди согрешили, они нарушили завет с Богом. Нарушение завета — это предательство. Для Бога это могло бы быть поводом для расторжения завета со Своей стороны. Но Библия повествует нам, что Бог, с момента грехопадения человека, начал осуществлять Свой великолепный план спасения падшего человечества, который длился в течении не одной тысячи лет. Он не отвернулся от человека, а послал Своего Сына на эту грешную землю, по причине Своей большой любви к нему (Ин.3:16). И сегодня мы (то есть Церковь) имеем спасение. Апостол Павел говорит: «если мы неверны, то Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:13).

Израильский народ отступал от Бога не однократно, и всякий раз при их искреннем раскаянии, Бог прощал свой народ, и являл к ним Свою милость. Церковь отступила от Бога во времена средневековья, но мы видим, что спустя века Бог никогда от нее не отказывался. У Него всегда были люди, через которых Он продолжал действовать.

Божье сердце всегда открыто для того, чтобы спасать людей и поднимать их, в каком бы глубоком отступничестве они не находились. На протяжении всей истории Бога предавали, но Он не отрекался ни от человечества в целом, ни от Израиля, ни от Церкви.

2. Новозаветные требования и стандарты намного выше тех, что были в Ветхом Завете

В Законе Ветхого Завета есть очень много вещей, которые служили сдерживающим фактором для человека. Человеку свойственно ненавидеть, и потому Закон не требовал от них этого, но было требование «Не убей». Человеку было трудно не смотреть на чужих жен или мужей с вожделением, но было требование «Не прелюбодействуй». Но когда пришел Иисус, Он поднял стандарты Закона, говоря: «Кто ненавидит брата своего, тот человекоубийца. Кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем». Стандарты поднялись, потому что с приходом Иисуса Христа мы не просто получили Новый Закон о том, чтобы не грешить, но мы получили силу, чтобы не грешить.

Божье сердце всегда открыто для того, чтобы спасать людей и поднимать их, в каком бы глубоком отступничестве они не находились.

В Ветхозаветное время Моисей не мог решить семейную проблему, поэтому сказано: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться …» (Матф.19:8). Для Нового Завета, Бог говорит нам: «Возьму у вас сердце каменное и дам платяное» (Иез.36:26). У нас уже не жесткие, но очищенные, новые сердца. Мы не можем говорить сейчас о «жестокосердии» так как благодаря жертве Христа, нам было дано новое сердце.

Другие публикации:  Приказ 1050 мвд

Можем ли мы сказать, что супружеская измена – это падение человека? Вспомните, что говорит Еккл.4:9-10: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его». Часто человек не понимает и не осознает всей ответственности и последствий своих дел. Человек может переживать кратковременное наслаждение в момент измены, но дух этого человека наслаждаться не может. Судьба его не созидается, а калечится. Поэтому, при супружеской измене жертва не одна, а две. Жертвой является и тот, кто сохранил себя верным и тот, кто упал. Сохранившему верность в какой-то степени даже легче, чем изменнику, потому что изменник находится на пути в ад. Обманутому человеку, несомненно, предстоит пройти через боль обиды, через прощение, но все же факт измены супруга — это еще недостаточная причина для того, чтобы сразу подавать на развод. Многие люди, оказавшись в такой ситуации, оставались верными Богу и верными своим неверным супругам, они сражались за свой брак и, победили.

3. До прелюбодеяния можно довести

Очень часто внутри семьи могут быть причины, почему один из супругов решается на измену. Например, кто-то из супругов уклоняется от физической близости долгое время, по причине конфликтов или по какой-то другой. Это может стать поводом для измены. Да, человек, согрешивший, несомненно, виновен и не заслуживает никакого оправдания – он напрямую нарушил завет, он согрешил. Но ведь второй супруг косвенно приложил к этому руку. В такой ситуации «невиновный» супруг не имеет права ставить точку на своем браке, занимая позицию «оскорбленного праведника». Должна быть объективная оценка ситуации, нужно говорить и выслушивать друг друга, нужно взаимное раскаяние. Чтобы вырулить из такой ситуации, нужны взаимные усилия обоих.

Конечно же, трудно пережить измену. Тот кто изменил, будет иметь огромное количество негативных последствий: недоверие, испорченная репутация, предвзятое отношение, подозрительность и т.д. Чтобы преодолеть это нужно много времени и усилий. Поэтому написано, что невозможно взять огонь за пазуху, чтобы не опалить при этом платье. Но все же нужно приложить все силы к тому, чтобы спасать семью.

При супружеской измене жертва не одна, а две. Жертвой является и тот, кто сохранил себя верным и тот, кто упал.

4. Развод с неверующим супругом

Есть место Писания, которое верующие могут цитировать, чтобы оправдать свое желание развестись — 1-Кор.7:15-16 — «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?».

Условия для развода здесь описаны очень ясно – неверующая сторона в браке не желает жить со стороной верующей. Павел говорит здесь о такой ситуации — семья была создана, когда оба супруга были неверующими, но потом один из них уверовал, а другой теперь не желает жить с этим человеком именно по причине его веры. Чаще же в семьях причиной развода служит не гонение за веру как таковое, но гонение за глупость. Тот супруг, который стал христианином, начинает посещать огромное количество всевозможных собраний – утренних и вечерних, репетиций, посещений, общений, планерок и т.д. У одного кипит христианская жизнь, другой томится в одиночестве. Есть еще не мало причин для раздоров:

1. Несогласованное жертвование денег из семейного бюджета

2. Невыполнение вовремя своих домашних и семейных обязанностей

3. Цитирование Библейских стихов к месту и не к месту

4. Многочасовые зависания на телефоне по делам служения и т.п.

Все это приведет к медленному и планомерному доведению нормальных семейных отношений до глубокого кризиса. Неверующий супруг, вместо того, чтобы освящаться от верующего, наоборот, ожесточается против Бога, против всех верующих, против церкви. Он может видеть церковь виноватой в развале собственной семьи, и даже не подозревать о том, что церковь не учит и не поощряет такого рода поведение в семье. Наличие подобных проблем говорит о незрелости и отсутствии мудрости у верующего супруга. И когда, «доведенный до ручки» неверующий супруг принимает решение о разводе, то будет очень нечестно для верующего прийти в церковь и сказать о том, что по причине гонений за Христа, приходится согласиться на развод, и это соответствует Писанию, ведь это неверующая сторона приняла решение о разводе. Но ведь Павел говорил о разводе по причине гонений за веру, а не по причине глупости. Если бы верующий был нормальным супругом, то вопрос о разводе не возник бы вообще. Это основная причина, почему так много нареканий на разные церкви, и почему так часто используется слово «сектантство».

Некоторые могут поступать еще лукавее. Они могут иметь неверующую вторую половину, и иметь проблемы в семье, но не решать их, а вместо этого присмотреть себе кого-то в церкви и тешить себя иллюзиями о том, что с этим человеком им жилось бы очень прекрасно. При этом они понимают, что по Писанию они не имеют права быть инициаторами развода. Но для достижения цели они начинают медленно изводить супруга, доводя его до кондиции, когда он сам принимает решение о разводе, как о неизбежности. Как вы думаете, какова будет Божья оценка этого? Если быть честными с самими собой, то в данной ситуации, кто из супругов является настоящим провокатором развода? Верующий человек! Это никак не может быть приравнено к гонениям за Христа. Мы должны выполнять полностью все свои семейные обязанности – перед супругом (независимо от того, верующий он или нет), перед детьми, перед родителями.

Мы должны выполнять полностью все свои семейные обязанности – перед супругом (независимо от того, верующий он или нет), перед детьми, перед родителями.

То, о чем говорил Павел, это когда верующий человек делает все, что он должен делать, а неверующий, не смотря, ни на что, не хочет иметь супруга верующего. Их причинами раздоров становятся отношения с Богом, отношение ко греху. В таком случае, Павел говорит о том, что «брат или сестра свободны, к миру призвал нас Господь» (1-Кор.7:15) . Но до тех пор пока есть надежда, со стороны человека верующего должно быть сделано все, чтобы сохранить семью.

5. Практика временного раздельного проживания

Есть еще одна причина, которая может служить оправданной мерой для временного раздельного проживания супругов или же даже развода. Заметьте, что данная причина, не является основанием для создания другого брака.

Кто-то из членов семьи может своим поведением или образом жизни подвергать опасности здоровье или даже жизнь других людей в этой семье. Например, пьяница-муж в нетрезвом состоянии становится агрессивным и постоянно избивает жену и детей. Что делать в таком случае?

В христианской практике существует понятие временного, раздельного проживания. В ситуациях, когда здоровью или жизни членов семьи существует реальная угроза, не нужно подавать на развод, но и продолжать «смиренно» терпеть и жить вместе тоже нельзя. В таком случае человек должен заявить, о своем желании сохранить семью, но по причине недопустимости совместного проживания, из за безопасности, на некоторое время вынужден принять решение о раздельном проживании. Вполне возможно, что почувствовав угрозу потери семьи, виновная сторона одумается и «возьмется за ум». Но такое временное расставание не подразумевает раздельного проживания на очень длительное время. Длительная разлука никогда положительно не влияла на проблемные семьи. Люди могут просто привыкнуть жить отдельно, и потом они могут просто не захотеть снова жить вместе. Тем более, что последние воспоминания, которые остались у них от совместного проживания только негативные. Надо идти на разговор, заявляя о своем желании восстановить отношения, оговаривая при этом условия: «Если ты перестанешь …. Пить, бить, все воровать и т.д.». Поэтому, если была реальная необходимость в разлуке, то это должно быть:

1. на короткий промежуток времени.

2. решение о расставание должно быть принято не в гневе.

3. в течение короткого времени должны быть предприняты попытки восстановить отношения.

Совершенно неверно в такой ситуации избрать легкий путь, приняв решение о разводе. Решение о раздельном проживании не должно иметь под собой скрытого желания последующего развода. Основным мотивом для таких действий может быть желание защитить свою жизнь или здоровье, а так же жизнь и здоровье других членов семьи. Причиной такого решения могут быть алкогольная или наркотическая зависимость, а так же психическое заболевание в период обострения и тому подобное.

Библейское учение о семье, как впрочем, и учение и о любой другой сфере нашей жизни, не может быть наполнено какими-то крайностями.

Есть немало плачевных примеров, когда в семьях происходили настоящие трагедии, люди гибли или получали тяжкие увечья только по тому, что верующие видели опасность, но вовремя не приняли никаких мер, чтобы не довести до беды. Причиной такой пассивности было неправильное понимание библейского смирения, и люди смирялись и терпели там, где надо было активно действовать. Библейское учение о семье, как впрочем, и учение и о любой другой сфере нашей жизни, не может быть наполнено какими-то крайностями. В жизни мы можем слышать и видеть, как люди кидаются из одной крайности в другую – либо они терпеливо «с верой и смирением», молча переносят те вещи, которые терпеть просто неразумно (побои, издевательства, насилие над детьми и т.п.), либо они не имея достаточно времени для принятия взвешенного решения, «рубят с плеча», подавая на развод, уходя из дома или выгоняя супруга (делая все это в гневе).

Зачастую на консультациях люди говорят только часть информации, потому что хотят выставить себя в хорошем свете. У них есть объяснение, почему они согрешили или ожесточились против согрешившего супруга. Они заботятся о том, какое мнение о них и об их ситуации сложится у служителя-консультанта. Но если человек хочет быть честным с самим собой, то ему очень важно не зацикливаться на своих ощущениях, чтобы после консультации не было искушения сказать: «Это мне не подходит. Это мне не нравится». Не Слово Божье мы должны подгонять под свои ситуации, а самих себя под Слово Божье. Важно никогда не забывать, что имя Иисус переводится как Спаситель, Он спасает не только наши души, Он спасает здоровье, семьи, общество, нации. Бог может и хочет воссоздать и восстановить в том числе и самые запущенные браки.

Таким образом, существует только два Библейских основания для развода, с возможностью вступления в новый брак в дальнейшем:

1. Один из супругов погряз в разврате и избрал для себя аморальный, развратный образ жизни осознано, так что при многих увещеваниях не хочет что-либо менять.

2. Неверующий супруг не хочет жить с верующим по причине его отношений со Христом, не смотря на выполнение верующим человеком всех своих семейных обязанностей.