Штраф на нарушение трудового законодательства

21.02.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Штраф за нарушение трудового законодательства

Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за нарушение трудового законодательства (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Штраф за нарушение трудового законодательства

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Штраф за нарушение трудового законодательства

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Какой штраф за нарушение трудового законодательства работодателем в 2018 год

Некоторые работающие граждане России то и дело жалуются на отсутствие у них прав, но юристы с этим категорически не согласны. В 2018 году нарушение работодателем трудового законодательства наказывают достаточно жестко, но для этого начальству придется напомнить о своих правах, а значит, нужно быть осведомленным и грамотным, что россиянам кажется слишком сложным.

Именно ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства будет посвящена эта статья. Если ваш работодатель нарушает ваши права, вам будет полезно узнать, как правильно и по закону на него воздействовать.

Административная ответственность руководства

Первое часто встречающееся нарушение работодателя – неофициальное трудоустройство, которое на самом деле трудно назвать трудоустройством. Закон гласит, что только тот, кто узаконил трудовые отношения составлением трудового договора, может предъявлять вообще какие-либо требования относительно величины зарплаты, своевременности ее выплаты или адекватных графика и условий труда.

Если трудовой договор не составлен, работник не отчисляет налоги в ПФ и другие государственные фонды, а значит, является точно таким же нарушителем действующего российского законодательства, поэтому тоже отвечают по всей строгости закона. Индивидуальные предприниматели, пойманные на отсутствии регистрации наемных сотрудников, в 2018 году должны оплатить штраф в размере 3 000 — 5 000 рублей. Должностные руководящие лица вносят штраф от 10 000 до 20 000 рублей.

Если трудовое законодательство нарушено в пп. 1 и 2, описанных статьей 5.21.1 КоАП РФ, тогда на предприятие или ИП возлагают такие виды административной ответственности:

  • должностные лица выкладывают из своего кармана штраф 1 000 — 5 000 рублей;
  • если фактически гражданин России осуществляет предпринимательскую деятельность, но при этом не зарегистрирован, штраф достигает от 1 000 до 5 000 рублей;
  • юридические лица отвечают суммой 30 000 — 50 000 рублей.

Если точно такой же тип административного правонарушения совершен работодателем повторно, физлицу придется заплатить 5 000 рублей; тому, кто не является юридически лицом – 30 000 — 40 000 рублей, а предприятию – от 100 000 до 200 000 рублей.

Ко всему прочему, неоднократный проступок чреват дисквалификацией на срок от года до 3-х лет.

Штраф за привлечение иностранного работника с нарушением процедуры

Россия – страна, куда съезжаются специалисты со всех стран СНГ, и работодатели успешно пользуются дешевой рабочей силой, не утруждая себя регистрировать их в своем штате. В 2018 году список нарушений, связанных с иностранцами, состоит из следующих пунктов:

  1. Наем сотрудников, у которых отсутствует полный объем документов – нелегалов.
  2. Отсутствие трудового соглашения.
  3. Нарушение норм касаемо правил охраны труда.
  4. Отсутствие выдачи защитных средств работникам, связанным с большим риском возникновения профессиональных болезней и тяжелыми условиями труда.

Если у иностранца нет разрешения на работу, но работодателя это не остановило, физлицо вносит штраф 5 000 — 7 000 рублей. Если нанимателем выступает юридическое лицо, штрафные санкции резко возрастают, достигая 400 000 — 1 000 000 рублей. В последнем случае также велика вероятность приостановки функционирования организации сроком на 14-90 дней. Конкретное должностное лицо вносит штраф 35 000 — 70 000 рублей.

Каждому работодателю, который желает сотрудничать вместе с иностранными специалистами, сначала необходимо получить официальное разрешение на их трудоустройство. Также если работодатель не уведомляет в 2018 году о наемных сотрудниках территориальное ФМС, за мигранта положено наложение штрафа:

  • размером 5 000 — 7 000 рублей, если работодатель – физическое лицо;
  • от 35 000 до 70 000 рублей облагают должностное лицо;
  • штраф от 400 000 до 1 000 000 рублей вносит при найме иностранца юрлицо.

Штрафы при несоответствии условий труда

Многие предприятия давно забыли о том, что трудоустройство работников предполагает не только профессиональную деятельность нового сотрудника и выдачу оговоренной заработной платы, но также следование общепринятым комфортным условиям труда.

Когда предприятие нанимает работников, руководство по умолчанию обязуется предложить для проведения деятельности соответствующие условия. Если оно не справляется с этой функцией или халатно относится к этому предписанию, в 2018 году в воспитательных целях государство назначает физлицу к уплате штраф величиной 2 000 — 5 000 рублей. Если фигурирует юридическое лицо, штраф увеличивается до 50 000 — 80 000 рублей.

Регулярно должностные лица обязаны давать оценку и корректировать условия труда. Если процесс пущен на самотек, можно обойтись предупреждением, а также существует вероятность назначения штрафных санкций 5 000 — 10 000 рублей. Юридическое лицо, в свою очередь, поплатится суммой от 60 000 до 80 000 рублей.

Приступая к выполнению специальной работы, требующей определенного опыта, навыков и знаний, руководство обязано проверить:

  • знаком ли наемный сотрудник с требованиями охраны труда;
  • прошел ли медицинское обследование;
  • позволяет ли его опыт выполнять возложенные на него обязанности.

Если медосмотр так и не был инициирован, или же при наличии медицинских противопоказаний работник все равно допущен к тяжелому труду, скорее всего, должностному лицу придется расстаться с суммой в размере 15 000 — 25 000 рублей. Юридическое лицо отвечает суммой от 110 000 до 130 000 рублей.

При отсутствии выдачи подчиненным средств индивидуальной защиты должностное лицо не имеет право занимать такую же должность на протяжении последующих 1-3 лет. Штраф при этом остается в силе – физлицо несет материальную ответственность размером 30 000 — 40 000 рублей, а юрлицо оплачивает штрафные санкции от 100 000 до 200 000 рублей.

Штрафы трудовой инспекции 2018

Нарушения трудового законодательства влекут за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Субъекты правонарушений в области труда

КоАП РФ предусматривает различные виды административной ответственности за невыполнение норм законодательных актов, касающихся трудовых отношений и охраны труда. Штраф за нарушение трудового законодательства налагается на должностных лиц:

  • руководителей и их представителей;
  • главного бухгалтера;
  • начальника отдела кадров;
  • лиц, выполняющих обязанности по соблюдению правил охраны труда.

При повторном привлечении за аналогичное административное правонарушение суд может назначить наказание в виде дисквалификации должностных лиц на срок от 1 до 3 лет .

Также субъектами правонарушений могут стать граждане и юридические лица.

Административные штрафы трудовой инспекции 2018

За невыполнение требований нормативных актов, применяемых в отношении коллективных договоров, предусмотрены следующие санкции трудовой инспекции:

  • при уклонении от участия в переговорах, касающихся заключения, изменения или дополнения коллективного договора, нарушении сроков проведения переговоров налагается штраф в размере от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.28 КоАП РФ);
  • при непредоставлении работодателем в установленный срок сведений для проведения коллективных переговоров и контроля соблюдения условий соглашения, назначается штраф от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.29 КоАП РФ);
  • при необоснованном отказе работодателя от заключения коллективного договора – штраф от 3000 до 5000 руб. (по ст. 5.30 КоАП РФ);
  • при несоблюдении работодателем условий коллективного договора – штраф от 3000 до 5000 руб. (по ст. 5.31 КоАП РФ);
  • при уклонении работодателя от участия в примирительных процессах и непредоставлении помещения для работы примирительной комиссии – штраф от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.32 КоАП РФ);
  • при несоблюдении условий соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, – штраф от 2000 до 4000 руб. (по ст. 5.33 КоАП РФ);
  • при увольнении работников, принимавших участие в трудовых спорах и забастовках, – штраф от 4000 до 5000 руб. (по ст. 5.34 КоАП РФ).

Для ст. 5.28 – 5.31 КоАП РФ также предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения.

Нарушение работодателем правил привлечения к трудовой деятельности лиц без гражданства или иностранных граждан , в том числе неуведомление контролирующих органов (ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ), влечет назначение штрафа в размере:

  • от 2000 до 5000 руб. на граждан;
  • от 35000 до 50000 руб. на должностные лица;
  • от 400000 до 800000 руб. на юридические лица.

Согласно ст. 15.34 КоАП РФ, за сокрытие страхователем наступления страхового случая на производстве граждане штрафуются на сумму от 300 до 500 руб., должностные лица – от 500 до 1000 руб., юрлица – от 5000 до 10000 руб .

В случае неустранения причин и условий, приведших к совершению правонарушения и указанных в постановлении, которое вынесла трудовая инспекция, размер штрафа составляет от 4000 до 5000 руб. (ст. 19.6 КоАП РФ).

Другие публикации:  Как распечатать договор сбербанка

Проверка трудовой инспекции: штрафы и уголовная ответственность

Согласно УК РФ, за нарушение трудового законодательства работодатель может нести уголовную ответственность. Работодателю может быть назначен штраф:

  • до 200 тыс. руб. за увольнение беременной женщины или женщины, у которой есть дети в возрасте до 3 лет (ст. 145 УК РФ);
  • до 80 тыс. руб. за невыплату заработной платы работникам свыше 2-х месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
  • до 200 тыс. руб. за нарушение требований техники безопасности, повлекшие нанесение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 143 УК РФ).

Кроме штрафа руководители могут понести наказание в виде обязательных работ, лишения свободы на срок, предусмотренный законодательством, с лишением права заниматься определенным видом деятельности .

При назначении наказания учитываются формы и мотивы совершения нарушения, степень общественной опасности, личность виновного, его имущественное положение и обстоятельства, которые отягчают или смягчают ответственность.

Топ-9 любимых нарушений. Теперь ГИТ взыскивают несколько штрафов за одну проверку

Практика мультипликации штрафов была признана законной Верховным судом и поддерживается нижестоящими судами (постановление от 15.08.14 № 60-АД14-16). Нарушение трудового законодательства теперь влечет более серьезные риски, чем раньше. За каждое нарушение, даже если нарушения однородные, контролирующий орган выписывает отдельный штраф. Суммы получаются большие. При подготовке к проверке ГИТ и аудите соблюдения трудового законодательства необходимо учитывать не только действующие нормативные требования, но и текущую судебную практику, и практику инспекции конкретного региона. В этой статье — о тех нарушениях, на которые ГИТ обращает особое внимание в последнее время. Степень риска указана звездочками по шкале от одной до пяти, одна звездочка — низкий риск, пять звездочек — высокий риск.

⍟⍟⍟⍟⍟
Нарушение первое, самое дорогое: требования охраны труда

Санкция: от 50 до 200 тыс. рублей, а за повторное совершение вплоть до дисквалификации должностных лиц и приостановления деятельности компании (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Теперь каждое нарушение засчитывается за каждого сотрудника отдельно. Минимальный штраф за одно нарушение составляет 50 тыс. рублей. Безусловно, проверяющие могли прийти к вам совсем по другому поводу. Однако если нарушения охраны труда выявляются, последствия могут быть весьма серьезными.

В январе 2015 года московское ГБУ «Жилищник района Ховрино» оштрафовано на общую сумму в 37,5 млн рублей. Основание проверки — несчастные случаи со смертельным исходом. Более 300 работников не проходили обучение и проверку знаний по охране труда, не проходили обязательные медицинские осмотры. Количество рабочих повлияло на размер штрафа, за каждое правонарушение штрафы суммировались.

⍟⍟⍟⍟⍟
Нарушение второе, самое злостное: задержка зарплаты

Санкция: проценты за задержку выплаты зарплаты; лишение свободы на срок до пяти лет по статье 145.1 УК РФ; штрафы до 70 тыс. рублей и дисквалификация должностного лица от одного года до трех лет (ч. 1, 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Важно понимать, что к заработной плате относится не только оклад, но и другие виды вознаграждения за труд (ст. 129 ТК РФ). Поэтому, чтобы снизить риск санкций, лучше проверить правильность начисления и своевременность выплаты премий, надбавок, компенсаций за работу во вредных условиях, «северных» надбавок и коэффициентов и т. д.

В случае задержки выплат в пользу работников даже на один день работодатель должен самостоятельно, не дожидаясь жалоб или проверок, вместе с соответствующим платежом перечислить работнику проценты в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса. За невыполнение этого требования инспекторы также регулярно штрафуют предприятия.

С октября 2016 года размер штрафов за задержку зарплаты увеличится до 100 тыс. рублей (Федеральный закон от 03.07.16 № 272-ФЗ).

Бывают ситуации, когда сотрудника не было на рабочем месте в день получения зарплаты и нет данных о его банковской карте. В этом случае причитающуюся работнику сумму нужно депонировать.

Для подтверждения факта своевременной выплаты зарплаты компании необходимо иметь: карточку депонента, реестр депонированных сумм и табель учета рабочего времени, в котором отражено отсутствие работника на рабочем месте в день выдачи заработной платы или выплаты отпускных.

⍟⍟⍟
Нарушение третье, самое абсурдное: у работодателя нет пломбы или сургучной печати

Санкция: штраф от 30 до 50 тыс. рублей (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Отсутствие пломбы или сургучной печати на книге учета движения трудовых книжек или книге по учету бланков трудовой книжки тоже является нарушением. Несмотря на кажущуюся абсурдность этого требования, оно действительно существует и подлежит выполнению до тех пор, пока не будет отменено (п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225).

⍟⍟⍟⍟
Нарушение четвертое, самое досадное: неполное содержание трудового договора

Санкция: должностные лица могут заплатить от 10 до 20 тыс. рублей, ИП — 5–10 тыс. рублей, юридические лица — от 50 до 100 тыс. рублей (п. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

Казалось бы, составить трудовой договор правильно не так сложно. Все обязательные требования к нему уместились в статье 57 ТК РФ и нескольких дополнительных нормах. Но компании регулярно штрафуют за несоответствие содержания трудовых договоров закону.

Претензии трудовой инспекции многообразны:

  • неверно указано место работы (прописано название компании, но не указан ее адрес);
  • не указан размер оклада (есть отсылка к локально-нормативному акту, а должна быть прописана точная сумма);
  • не указаны условия труда на рабочем месте (условия бывают оптимальными, допустимыми, вредными и опасными и определяются при специальной оценке (ранее — аттестации) рабочих мест);
  • в договоре нет условия о социальном страховании работника;
  • отпуск в договоре разделен на части (это можно делать, но одна из частей никогда не может быть меньше 14 календарных дней);
  • работник не расписался в трудовом договоре (работник расписывается на экземпляре договора работодателя дважды: первой подписью он соглашается с условиями договора, а второй подтверждает, что получил на руки свой экземпляр).

Лучше обратить на это внимание при разработке типовой формы или поменять все недочеты уже сейчас.

⍟⍟⍟⍟
Нарушение пятое, самое чистое: в трудовом договоре нет условия о норме выдачи мыла

Санкция: должностные лица могут заплатить от 10 до 20 тыс. рублей, ИП — 5–10 тыс. рублей, юридические лица — от 50 до 100 тыс. рублей (п. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

Такое нарушение требований к содержанию трудового договора заслуживает отдельного упоминания, несмотря на то, что тоже относится к четвертому нарушению.

В силу пункта 9 Стандарта безопасности (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.10 № 1122н) в трудовом договоре должны быть указаны нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

Это требование касается не только производственных рабочих. Мыло полагается, даже если работы связаны с легкими загрязнениями (п. 7 Стандарта безопасности). К ним также относится работа с компьютерами и офисной техникой. В данном случае работнику полагается 200 г твердого (мыло туалетное) или 250 г жидкого мыла в месяц.

Компании регулярно получают штрафы и предписания за невыполнение этого требования. Поэтому стоит внести изменения в трудовые договоры. Некоторые компании разрабатывают положения о порядке выдачи таких средств. Например, выдают их на рабочих местах.

⍟⍟⍟⍟
Нарушение шестое, самое спорное: нет обоснования у вилки окладов

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:
Московский городской суд признал законным установление размера оклада с учетом квалификации и прочих критериев работника и не удовлетворил требование истца — работника организации об увеличении размера оплаты труда (Определение Московского городского суда от 28.01.14 по делу № 33-5568/2014).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:
Ярославский областной суд отказал в удовлетворении требования об изменении размера базовой заработной платы работнику (Определение Ярославского областного суда от 26.03.12 по делу № 33-1461).

Санкция: от 30 до 50 тыс. рублей (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Если работникам, занятым на должностях с одинаковым наименованием, установлены разные размеры зарплаты, само по себе это не является нарушением (ст. 129 ТК РФ). Иногда инспекторы обязывают компанию доплатить сотрудникам, занимающим одинаковые должности, до максимального размера оклада по этой должности. Суды, как правило, не соглашаются с таким формальным подходом, и, если есть основания для установления разных окладов, действия инспекции признаются незаконными.

Чтобы снять риски еще на стадии проверки ГИТ, можно предусматривать разные наименования должностей для всех работников, например, через введение грейдов, указываемых в наименовании должности. Либо устанавливать различные надбавки, доплаты и прочие выплаты (письмо Роструда от 27.04.11 № 1111-6-1).

⍟⍟⍟⍟
Нарушение седьмое, самое коварное: заключение гражданского договора вместо трудового

Санкция: должностные лица могут заплатить от 10 до 20 тыс. рублей, ИП — 5–10 тыс. рублей, юридические лица — от 50 до 100 тыс. рублей (п. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

Чтобы понять правовую природу договора, инспекторы обычно проверяют:

  • ссылки в договоре на нормы трудового права, ПВТР, другие локальные акты компании;
  • несамостоятельность подрядчика при выполнении работы, когда все поручения даются компанией, работа контролируется менеджерами компании, подрядчик работает в стандартные рабочие часы и т. д.;
  • определение вознаграждения в порядке, предусмотренном для работников по трудовым договорам (по часам, на основании табелей учета рабочего времени);
  • выплата вознаграждения в те же сроки, что и для штатных сотрудников;
  • выполнение работы, предусмотренной штатным расписанием, нередко наряду с работниками, заключившими трудовые договоры;
  • подчинение подрядчика тем же правилам, которым подчиняются штатные работники компании (пропускная система, стандарты, поощрения и льготы, документальное оформление и т. д.).

Если фактически отношения являются гражданско-правовыми, нужно исправить условия договора. Если же налицо признаки трудовых отношений, оформляйте трудовой договор.

⍟⍟⍟⍟⍟
Нарушение восьмое, самое неожиданное: у работников нет психиатрических освидетельствований

Санкция: штраф от 110 до 130 тыс. рублей для компании и от 15 до 25 тыс. рублей для должностного лица (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Другие публикации:  Расчете среднего заработка для выходного пособия

При повышенной опасности освидетельствования должны проходить не реже одного раза в пять лет (п. 6 ст. 213 ТК РФ). Периодический медосмотр, где в состав медкомиссии входит психиатр, не освобождает от исполнения этой обязанности. Для психиатрического освидетельствования предусмотрен отдельный порядок (постановление Правительства РФ от 23.09.02 № 695). Перечень работ и факторов, когда обязательно проведение такого освидетельствования, сформулирован в постановлении Правительства РФ от 28.04.93 № 377. Фиксировать эти нарушения ГИТ стали сравнительно недавно, хотя это правило действует уже много лет.

⍟⍟⍟
Нарушение девятое, самое обыденное: отсутствие или неправильное оформление локальных нормативных актов

Санкция: от 30 до 50 тыс. рублей (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

При каждой проверке ГИТ запрашивает правила внутреннего трудового распорядка. Часто проверяющие требуют представить и другие локальные нормативные акты. Любые несоответствия этих актов закону могут стать основанием для предписаний и протоколов. Например, если в ПВТР не указаны конкретные дни выплаты заработной платы, в большинстве случаев компания получает штраф и предписание. В предписании будет ссылка на часть 4 статьи 136 Трудового кодекса, даже если дни выплаты зарплаты указаны в трудовых договорах. В случае отсутствия локальных нормативных актов инспектор вынесет предписание об устранении нарушения, документ необходимо будет создать.

Федеральный закон от 03.07.16 № 272-ФЗ, вступающий в силу в октябре 2016 года, устранит этот риск. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 136, конкретные дни выплаты зарплаты могут быть прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре. Инспекция не оштрафует организацию, если компания укажет сроки выдачи заработной платы в одном из документов.

Новые штрафы за нарушение трудового законодательства

  • Вишнепольская Ирина | юрисконсульт-эксперт по вопросам трудового права

Н аступление нового года часто влечет вступление в силу новых положений законодательства. Не исключение и наступающий 2015 год, поскольку с 1 января существенным образом меняются нормы об ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим, какие новые составы правонарушений появились, при каких обстоятельствах велика вероятность их применения и как в целом эти изменения способны повлиять на ­деятельность организации и работу кадровиков.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вносит существенные изменения в статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая касается ответственности за ­нарушения норм трудового законодательства.

Сравнительный анализ: что изменится

Начнем с того, что меняется название статьи 5.27 КоАП РФ. В нынешней редакции заголовок такой: «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», а новое название статьи – «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Нарушениям в сфере охраны труда с 01.01.2015 будет посвящена отдельная статья КоАП РФ – 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных ­законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Следует обратить внимание и на то, что ст. 5.27 в новой редакции охватывает нарушения как норм трудового законодательства (к которому, в соответствии со ст. 5 ТК РФ, относятся ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), так и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (например, постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об ­утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Что касается непосредственно содержания ст. 5.27 в новой редакции, то в ней предусмотрено три дифференцированных состава нарушений норм трудового права. В нынешней редакции ст. 5.27 состав правонарушения сформулирован общими словами, без конкретики: нарушение законодательства о труде и охране ­труда. Соответственно, и наказание сейчас не зависит от ­характера нарушения.

Фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом

Теперь отдельно выделено следующее нарушение – фактическое допущение сотрудника к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2015).

Напомним, согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

Нарушением, наказываемым по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, будет являться ситуация, когда работодатель (его уполномоченные представители) был не в курсе приема нового сотрудника и отказывается признать отношения между лицом, фактически допущенным к работе, трудовыми, то есть не заключает с этим лицом трудовой договор. Для гражданина установлен штраф от 3000 до 5000 рублей, для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей.

Отметим, что и непосредственно в ТК РФ установлены последствия неправомерного фактического допуска сотрудника к работе. Такому сотруднику работодатель обязан оплатить фактически отработанное время, а работник, осуществивший фактическое допущение к работе, несет перед работодателем в том числе материальную ответственность (ст. 67.1 ТК РФ).

Как может выглядеть применение данной нормы на практике? Давайте разберемся, кто имеет право допускать работников (являющихся «работниками» весьма условно, поскольку работодатель отказывается признать трудовые отношения с ними) к работе. На данный вопрос отвечает п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Так, представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с данным лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Соответственно, иные лица, не попадающие в перечисленные категории представителей работодателя, не могут допускать кого-либо к работе. Но порой возникают ситуации, когда работник организации, не ­обладающий ­полномочиями по приему на работу, допускает к работе сотрудников.

Начальник производственного цеха, не согласовав с отделом кадров увеличение штата сотрудников своего подразделения, допустил к работе дополнительных специалистов: выделил им рабочие места, предоставил спецодежду и т.п. Такое может происходить даже не столько по «злой воле» начальника производственного цеха или иного аналогичного работника, сколько из-за недостатка коммуникаций и дисциплины. Так, начальник цеха устно обсудил с кадровиками необходимость найма дополнительных людей в цех и посчитал это достаточным. Кадровик же, обсуждая данный вопрос с директором предприятия, не получила от него согласия, поскольку директор не видел нужды в дополнительных сотрудниках.

Еще более курьезным будет выглядеть случай, когда не начальник цеха, а обычный сотрудник (например, оператор производственной линии), увидев, что кто-то из коллег уволился, пригласит на его место своего друга. После чего кадровик будет удивляться такому «проявлению инициативы» уже не в одиночку, а вместе с начальником цеха, обнаружившего на месте выбывшего работника нового человека, с ­которым трудовой договор заключать не собирались.

Может возникнуть и другая ситуация.

Директор компании находится в отпуске или в командировке. В это время заместитель директора, у которого полномочия по приему новых работников отсутствуют, но исходя из своего статуса он полагает само собой разумеющимся наличие таких полномочий (да и раньше могла складываться ситуация, когда директор одобрял нанятых заместителем людей), по личным мотивам допускает к работе сотрудника. Директор же впоследствии выражает свой протест и не одобряет кандидатуру нового сотрудника.

Таким образом, в вышеописанных ситуациях к административной ответственности могут быть привлечены начальник цеха, заместитель директора и оператор производственной линии. Вопрос в том, кто из них будет привлечен как гражданин, а кто – как должностное лицо. В контексте КоАП РФ (примечание к ст. 2.4) должностным лицом является работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Исходя из чего делаем вывод, что начальник цеха и заместитель директора будут оштрафованы как должностные лица, а оператор производственной линии – как гражданин.

Возникает вопрос и о том, как может быть обнаружено нарушение. По логике норма защищает права работодателя от действий неуполномоченных лиц принимать новый персонал. Но выявить данное нарушение и привлечь к ответственности должностное лицо либо гражданина может государственная трудовая инспекция (ГИТ). Соответственно, работодателю придется сообщить туда об этом нарушении. Сложно представить такую ситуацию, поскольку вряд ли кадровику, юристу или директору предприятия захочется лишний раз привлекать внимание контролирующих органов. К тому же сама ситуация свидетельствует о недостатке контроля за процессами в организации, и вряд ли стоит это демонстрировать трудовой инспекции, которая может обнаружить и другие нарушения. Для этого в помощь работодателю дана ст. 67.1 ТК РФ, в соответствии с которой провинившегося сотрудника, осуществившего фактический допуск к работе, можно привлечь к дисциплинарной и материальной ответственности.

Более вероятна ситуация, когда сотрудник, допущенный к работе неуполномоченным лицом и встретивший затем отказ работодателя признать трудовые отношения, обратится с жалобой в ГИТ. Вот тут уже проверки инспекции не избежать. В данном случае задача работодателя – доказать, что у лиц, допустивших несостоявшегося сотрудника к работе, не было на это полномочий.

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

Другой вид административного правонарушения – уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2015). Штрафные санкции предусмотрены в следующих размерах: для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей, для индивидуального предпринимателя – от 5000 до 10 000 руб­лей, для юридического лица – от 50 000 до 100 000 рублей. Как видим, в перечне возможных нарушителей нет граждан, что логично следует из характера нарушения. Размеры штрафных санкций достаточно серьезные, что отражает отношение законодателя к степени общественной опасности данного нарушения: оно существенным образом ущемляет права работников. Причем за это нарушение могут быть одновременно оштрафованы и должностное лицо (руководитель), и юридическое лицо.

Другие публикации:  Договор с физическим лицом фз-94

Фактически в статье содержится несколько подсоставов административного правонарушения:

  • уклонение от оформления трудового договора;
  • ненадлежащее заключение трудового договора;
  • заключение гражданско-правового договора вместо трудового, когда по факту отношения являются трудовыми.

Рассмотрим каждое из этих нарушений. Уклонение от оформления трудового договора возможно, когда работодатель не заключает с работником договор в письменной форме. Например, работник фактически допущен к работе уполномоченным на это лицом (ч. 2 ст. 67 ТК РФ), избран на должность (ст. 17 ТК РФ) или по конкурсу (ст. 18 ТК РФ), либо решением суда работодателя обязали заключить трудовой договор (ст. 16 ТК РФ), но он по каким-то причинам не заключен. И не заключен он по вине работодателя, поскольку это явствует из формулировки ­нормы: «… уклонение работодателя от оформления трудового договора».

Тут уже не столь важно, активно работодатель уклоняется от подписания трудового договора (предлагает работнику подождать, неосновательно придирается к документам, требует дополнительные документы и т.п.) или пассивно (кадровик в отпуске, а потому некому подготовить трудовой договор; директор в командировке, а никто другой не может подписать трудовой договор и т.п.). Полагаем, при проверке ГИТ (которая может быть как плановой, так и по жалобе работника, с которым никак не заключат трудовой договор) будет важен сам факт: трудовой договор должен быть заключен, а этого не происходит.

Ненадлежащее заключение трудового договора следует понимать как несоблюдение процедурных норм, связанных с оформлением трудового договора. Скажем, нарушение положений ст. 57 ТК РФ (неуказание в трудовом договоре обязательной информации) или нарушение ст. 58 и 59 ТК РФ (заключение срочного трудового договора без оснований). Тут уже внимание трудовой ­инспекции будет приковано ­непосредственно к тексту трудового договора.

Заключение гражданско-правового договора вместо трудового, т.е. прикрытие трудовых отношений гражданско-правовыми, запрещено ч. 2 ст. 15 ТК РФ. Законодатель довольно основательно озаботился этим вопросом. С 01.01.2014 в ТК РФ появилась новая статья 19.1, посвященная механизмам признания трудовыми отношений, прикрываемых гражданско-правовым договором. С января 2015 года вводится и административная ответственность за заключение гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Логика законодателя тут очевидна: работник, оформленный по гражданско-правовому договору, лишен множества гарантий, предоставляемых трудовым законодательством: права на отпуск, оплату больничного листа, пенсионные отчисления и т.д.

Выявление данного нарушения возможно опять же в результате проверки инспекции по труду, а также в ходе судебного разбирательства, по итогам которого суд признает гражданско-правовой договор трудовым и оформит соответствующее определение (ч. 1 ст. 226 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Прочим нарушениям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посвящена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в которой сказано об ответственности за нарушения, не предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи (в редакции, действующей с 01.01.2015). Видимо, законодатель посчитал остальные нарушения норм трудового права не столь значительными, чтобы формировать их в отдельные составы административных правонарушений. Соответственно, и наказание предусмотрено не в столь крупных размерах: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

В данную категорию правонарушений будут попадать как нарушения непосредственно ТК РФ и других федеральных и региональных законов (например, отсутствие графика отпусков – ст. 123 ТК РФ; выплата заработной платы один раз в месяц вместо двух, непредоставление расчетного листка – ст. 136 ТК РФ и т.п.), так и нарушения иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (неправильное внесение записей в трудовую книжку – нарушение Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69; заключение договора о материальной ответственности не по форме, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 и т.п.).

Кстати, за повторное нарушение ч. 1–3 ст. 5.27 КоАП РФ, как и раньше, будет предусмотрена повышенная ответственность: увеличенные размеры штрафов и возможность дисквалификации должностного лица на срок до трех лет. А такая мера ответственности, как приостановление деятельности организации, исключается из ст. 5.27 КоАП РФ с 01.01.2015 и ­«переезжает» в новую ст. 5.27.1 КоАП РФ о нарушении норм охраны ­труда.

Выводы и рекомендации

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что установлена дифференциация нарушений норм трудового права, а также усилена ответственность работодателя и сотрудников, ответственных за работу с персоналом.

В связи с этим следует провести разъяснительную работу с руководителями подразделений о недопустимости своевольного допуска к работе новых сотрудников (возможно, приняв для этого локальный нормативный акт, регулирующий вопросы приема на работу в конкретную компанию), отрегулировать процессы приема новых сотрудников, чтобы не создавались условия для правонарушения по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Если инспекция по труду выявила уклонение от заключения трудового договора или заключение гражданского-правового договора вместо трудового, трудовой договор необходимо как можно скорее заключить.

В случае ненадлежащего заключения трудового договора следует путем подписания дополнительного соглашения с работником внести изменения и/или дополнения в трудовой договор, которые приведут его в надлежащий вид. Например, при необоснованном заключении срочного трудового договора путем подписания дополнительного соглашения его необходимо сделать действующим неопределенный срок.

Конечно, самого факта нарушения данные действия не отменят, но могут повлиять на уменьшение штрафа. Разумеется, это следует делать в тех случаях, когда факт нарушения неоспорим, что случается далеко не всегда. Можно предположить, что проверяющий орган, как это склонны делать все проверяющие, займет активную обвинительную позицию по новым составам правонарушений. А поскольку составы правонарушений сложные и по формулировкам, и по доказыванию, это может повлечь многочисленные обжалования работодателями и их ­должностными ­лицами предписаний и постановлений трудовой инспекции.

Ответственность за нарушение законодательства

Ответственность за нарушение трудового законодательства (таблица штрафов)

Нарушение законодательства о труде и об охране труда:

2. должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

— должностных лиц 1000-5000 рублей;
— предпринимателей — 1000-5000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— юридических лиц — от 30 000-50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

предупреждение или штраф в размере 1000-3000 рублей

предупреждение или штраф в размере- 3000-5000 рублей

предупреждение или штраф в размере 3000-5000 рублей

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда:

1. повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

2. повлекшее по неосторожности смерть человека

1. Штраф до 200 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 18 месяцев, или
обязательные работы на срок до 480 часов, или
исправительные работы на срок до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 1 года, или
лишение свободы на срок до 1 года.

2. Принудительные работы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, или
лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет, или без такового.

Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат :

1. Не повлекшая тяжких последствий

а) Частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации

б)Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации

2. Повлекшая тяжкие последствия

1.а) Штраф до 120 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 1 года, или
лишение права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 1 года лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет
лишение свободы на срок до 1 года.

1. б) Штраф в размере 100 000 — 500 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

2. Штраф в размере 200 000-500 000 рублей, или
заработная плата или иной доход осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо
лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.