Собственность на землю граждан и юридических лиц доклад

20.08.2018 Выкл. Автор admin

Собственность на землю граждан и юридических лиц доклад

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Вернуться к оглавлению документа : Земельный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 15 ЗК РФ, судебная практика применения

Перечень приграничных территорий

Иностранцы не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен Указом Президента РФ от 09.01.2011 N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

Любой собственник выкупленной недвижимости имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате последующих сделок

В пункте 9 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016г. № 3 (2016) содержатся следующие разъяснения:

«Граждане, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками недвижимого имущества, выкупленного у публично-правового образования, имеют право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположена эта недвижимость, на льготных условиях, предусмотренных п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», независимо от того, приобрели ли они недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

В порядке приватизации государственного имущества общество приобрело в собственность объекты недвижимости.

В последующем право собственности на указанные объекты по ряду сделок перешло К.

К. и уполномоченным органом заключен договор купли-продажи земельного участка, занятого указанными объектами недвижимости. В соответствии с этим договором стоимость земельного участка определена на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» .. в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Полагая, что при исполнении договора купли-продажи он произвел переплату установленной законом выкупной цены, которая должна определяться в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, К. уступил предпринимателю требование о взыскании излишне уплаченной суммы.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим иском к уполномоченному органу.

..Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации … оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости.

Из содержания п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

При этом для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.

Кроме того, ограничительное толкование положения п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ привело бы – в нарушение закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства – к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

Таким образом, физическое лицо при приобретении им на основании гражданско-правовой сделки недвижимого имущества, которое ранее было отчуждено в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, наряду с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также является субъектом права выкупа земельного участка по льготной цене на основании абзаца второго п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ.

Иное толкование нормы п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ может привести к тому, что коммерческие организации и предприниматели будут находиться в более выгодном положении по сравнению с гражданами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Норма абзаца второго п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ не конкурирует с правилом абзаца пятого п. 1 той же статьи, а дополняет ее, устанавливая для граждан право выкупить земельный участок по льготной цене в иных случаях, не подпадающих под действие абзаца второго.

Поскольку в силу п. 1 ст. 422 ГК РФ , определяя цену земельного участка, стороны должны были руководствоваться императивной нормой п. 1 ст. 2 Закона № 137, установление в договоре выкупной цены сверх размера, предписанного законом, противоречит указанным нормам, и К. обладает правом на возврат излишне уплаченных сумм».

14. Право частной собственности на земельные участки

Глава III ЗК РФ посвящена регламентации основных положений, связанных с собственностью на землю в России: понятию такой собственности, ее видам, определению круга субъектов собственности на землю.

Понятие объекта права собственности на землю закреплено в ст. 6 ЗК РФ. Таким объектом считается земельный участок — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. V ЗК РФ, ограничения и прекращения права собственности на земельные участки — в гл. VII ЗК РФ.

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим. Например, для юридического лица это возможность числить его на своем балансе.

Пользование землей — это возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т.д. В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный покров, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.

Правомочие распоряжения состоит в возможности для собственника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе отчуждать земельный участок в собственность другим лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т.д.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т.д.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

По земельному законодательству земля должна использоваться, прежде всего, в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешенным использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Законом предусмотрено также ограничение в отдельных случаях правомочий собственника по распоряжению земельным участком. Так, ст. 27 ЗК РФ установлен перечень изъятых из оборота земельных участков; ст. 37 ЗК РФ предусматривает особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Земля в России может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Частной собственностью называется собственность граждан и юридических лиц.

В Советском Союзе существовало право исключительной государственной собственности на землю: земельные участки гражданам и юридическим лицам предоставлялись только в пользование, любые сделки с землей были запрещены. Введение множественности форм собственности на землю явилось одной из основных задач земельной реформы. Закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе»[48] впервые провозгласил существование в стране частной собственности на землю в форме индивидуальной, коллективно-долевой и коллективно-совместной.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). При этом в ст. 36 специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст. 35 — что право частной собственности охраняется законом. По гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Что касается иных форм собственности на землю, о которых упоминается в ст. 9 Конституции РФ, то таковых законодательством в настоящее время не предусмотрено. От конструкции коллективной собственности законодательство отказалось. Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц и является, таким образом, разновидностью частной собственности. Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Так, совместная собственность на имущество, в том числе и земельные участки, бывает у супругов; общая долевая собственность на земельный участок — у сособственников жилого дома, на котором расположен этот участок.

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. ЗК РФ установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом).

Возможность иметь имущество (в том числе земельные участки) на праве собственности входит в содержание правоспособности гражданина, признаваемой в равной мере за всеми гражданами.

В п. 3 статьи 15 ЗК РФ названы случаи, когда иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности. Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность.

Однако в соответствии с ФЗ о введении в действие ЗК РФ иностранные граждане и лица без гражданства не могут приобрести в собственность земельные участки до вступления в силу Указа Президента РФ, устанавливающего перечень приграничных и других территорий, где иностранные граждане и лица без гражданства могут обладать земельным участком на праве собственности.

Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2005)[49] включает в пределы приграничной территории пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

ФЗ об обороте сельхозземель установил запрет на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Указанные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Однако действие ФЗ об обороте сельхозземель не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Поэтому собственниками таких земельных участков иностранцы быть могут.

Из юридических лиц собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. При этом общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и могут использовать ее лишь для целей, предусмотренных их учредительными документами.

Земельные участки могут быть как переданы в собственность хозяйственного общества, товарищества, производственного кооператива в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям.

Согласно п. 2 ст. 213 ГК РФ количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Подобные ограничения установлены ФЗ об обороте сельхозземель.

[48] ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327. Утратил силу на основании ФЗ о введении в действие ЗК РФ.

[49] ВСНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1996. № 50. Ст. 5610; 1997. № 29. Ст. 3507; 1998. № 31. Ст. 3805; Ст. 3831; 1999. № 23. Ст. 2808; 2000. № 46. Ст. 4537; № 32. Ст. 3341; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 52 (ч. 1). Ст. 5134; 2003 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. № 10. Ст. 763.

Другие публикации:  Приказ мвд 555 от 2018

Земельное Право

Содержание права частной собственности на землю

Как уже говорилось, субъектами права частной собственности на землю являются граждане и их объединения (юридические лица). Для того чтобы быть субъектом права частной собственности на земельный участок, лицо должно обладать право- и дееспособностью в соответствии с земельным и гражданским законодательством.

Объект права частной собственности Объектом права частной собственности на землю на землю является земельный участок.

В качестве объекта права частной собственности земельный участок соответствует признакам, установленным для объекта земельного права и гражданского права, как недвижимое имущество.

Кроме того, для того чтобы быть объектом права частной собственности, земельный участок должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли гражданам и юридическим лицам.

Земельным законодательством закреплены некоторые категории земель, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности и не могут быть переданы в частную собственность. Это: земли историко-культурного назначения; первые зоны земель оздоровительного назначения; земли, предоставленные для нужд обороны.

В дополнение к перечисленному, Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 631 был утвержден Порядок продажи участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и объединениям для предпринимательской деятельности.

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц 1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Частная собственнось граждан и юридических лиц

Главная > Реферат >Государство и право

1 Частная собственность граждан………………………………………………..5

1.1 Понятие частная собственность граждан……………………………………5

1.2 Право собственности граждан………………………………………………..6

1.3 Формы права собственности граждан……………………………………….7

2 Частная собственность юридических лиц……………………………………10

2.1 Понятие частной собственности юридических лиц……………………….10

2.2 Формы права собственности юридически лиц……………. ……………..10

3 Объекты частной собственности граждан и юридических лиц…………….12

3.1 Объекты частной собственности…………………………………………. 12

Список используемых источников……………………………………………..23

Частная собственность принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также — одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ. Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее — естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Великие философы прошлого (Гегель, Кант и др.) обосновали решающий вклад частной собственности в формирование свободного гражданского общества. Были, разумеется, и другие взгляды: «Собственность — это кража», — говорил теоретик французского анархизма Прудон. «Грабь награбленное!», — вторил ему В.И. Ленин. Но либеральные и социал-демократические учения все же пришли к пониманию конструктивной роли частной собственности в развитии экономики, нравственности и социальной справедливости. Право частной собственности отвергалось нашим прежним тоталитарным государством, поскольку официальная идеология, марксизм-ленинизм, рассматривала его как источник всех несправедливостей и главный тормоз развития производительных сил. Право частной собственности сохраняет свое системообразующее значение и охраняется государством. Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации.

1 Частная собственность граждан

1.1 Понятие частная собственность

Частная собственность – это одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищённое законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество). Исторически частной собственности отдельных лиц предшествовала общинная собственность.

Термины «собственность» и «частная собственность» сложились в римском праве (во II в. н. э.). Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 объявила собственность священным и неприкосновенным правом. В Российской Федерации частная собственность, согласно Конституции 1993, охраняется законом. Частный собственник вправе поступать со своей собственностью по своему усмотрению (продавать, дарить, завещать и т. п.) без согласования с публичными властями (государственными или муниципальными органами, их представителями). Потому иногда частная собственность рассматривается как противоположность государственной и муниципальной собственности.

В России частная собственность является одной из форм собственности, определённой в Конституции (ч. 2 ст. 9: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности») и Гражданском кодексе (п. 1 ст. 212: «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»).

Частной собственностью являются такие случаи: 1) когда собственник персонифицирован; 2) когда многие персонифицированные собственники предоставляют на законных основаниях какой-либо индивидуальной личности, группе таких личностей или конкретной организации право распоряжаться их суммарной собственностью.

Частная собственность имеет количественные границы. В отношении нижней границы это очевидно. Но есть и верхняя граница. Нельзя присвоить себе абсолютно все. А главное — начиная с некоторой величины, собственность для своего функционирования требует определенным образом организованный штат людей и определенные правила обращения с нею, независимые от собственника и делающие его в известном смысле символическим собственником.

Частная собственность есть феномен исторический. Никакого врожденного чувства собственности и тем более прирожденного права собственности нет. Она формировалась по многим линиям. У большинства народов она не развилась в полную меру или даже совсем не развилась. У народов западного мира она достигла высшего уровня развития, причем сравнительно недавно. Фактически таким рубежом ее исторического оформления явились параграфы буржуазных конституций «Частная собственность священна и неприкосновенна». Возникнув и став привычной, частная собственность оказала обратное влияние на породившие ее факторы, став одним из краеугольных камней западного общественного устройства. Круг истории замкнулся.

1.2 Право собственности граждан

Право собственности граждан представляет собой правовой институт, закрепляющий индивидуальную принадлежность материальных благ. Следует признать, что и в условиях развития индустриального и коллективного предпринимательства право собственности граждан на объекты потребительского характера сохранит роль одного из главных правовых институтов, опосредующих принадлежность значительной массе отдельных граждан материальных благ.
Вместе с тем в настоящее время отпали традиционные для нашего законодательства ограничения права личной собственности, призванные сохранить в неприкосновенности его основные социально-экономические черты — производный от общественной собственности характер и сугубо потребительскую направленность.

Ведь право личной собственности стало одной из разновидностей более широкой категории права собственности граждан. В связи с этим любой гражданин как собственник в праве использовать принадлежащее ему имущество, в том числе и потребительского характера, как для предпринимательской, так и для любой другой не запрещенной законом деятельности. Закон о частной собственности устранил количественные ограничения на объекты права собственности граждан. В соответствии с п. 1 ст. 51 основ гражданского законодательства и п. 2 ст. 10 закона о собственности состав, количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином за счет его доходов и сбережений либо по иным основаниям, допускаемым законом, не ограничиваются. В частности, это означает устранение ограничений на количество находящихся в собственности отдельного гражданина домов, дач, иных строений, автотранспортных средств, скота и другого имущества, которое может находиться в собственности граждан. В качестве субъекта права собственности здесь могут выступать отдельные граждане либо члены семьи и другие лица, совместно ведущие трудовое хозяйство. Как при индивидуальной предпринимательской деятельности, так и при ведении трудового хозяйства или создании предприятия граждане могут брать в аренду средства производства и иное необходимое им имущество.

1.3 Формы права собственности граждан

Формы права собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми располагает его собственник.

Основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены в Конституции Российской Федерации ст. 81. п.2. 1 Согласно этой статьи ныне в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Аналогичное положение закреплено в ст.212 ГК РФ, которая этим, однако, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.

Перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются иные формы собственности.

Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики» ( с изменениями от 12 января 1996г., 8 июля 1999г.) ныне действующий в РФ, подразделяет жилищный фонд на частный государственный, муниципальный и общественный, т.е. фонд, состоящий в собственности общественных объединений. Выделение общественного жилого фонда, который мог бы быть отнесен к фонду, состоящему в частной собственности юридических лиц, объясняется особенностями его правового режима. Он во многом сходен с правовым режимом государственного и муниципального фондов. С другой стороны существенно отличается от правового режима жилых домов, находящихся в собственности иных юридических лиц, не относящихся к общественным объединениям. Этот Закон отказался от выделения коллективной собственности, поскольку под коллективной понималась собственность, принадлежащая не одному субъекту, а двум или более субъектам, то есть обпит собственность. В то же время в Законе по-прежнему говорится об имуществе кондоминиума, что юридически не точно, поскольку сам кондоминиум представляет собой единый комплекс недвижимого имущества. Правильнее поэтому вести речь об имуществе товарищества собственников жилья либо об имуществе в кондоминиуме, но никак не об имуществе кондоминиума.

Итак, собственность в РФ подразделяется на частную, государственную и муниципальную. Права всех собственников защищаются равным образом.

В составе частной собственности различают собственность граждан и юридических лиц.

В составе государственной собственности — федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной — собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.

Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны.

В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.

2 Частная собственность юридических лиц

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц (действующая редакция)

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15 ЗК РФ

1. Земельным кодексом установлены основные положения о праве собственности на землю в Российской Федерации, в том числе субъекты, объекты права собственности, основания и порядок возникновения, реализации и прекращения права собственности.

Статья 15 Кодекса посвящена частной собственности на землю как одной из форм собственности, равным образом признаваемых и защищаемых в Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Объекты земельных правоотношений названы ст. 6 ЗК РФ. Из всех перечисленных в этой статье объектов п. 1 комментируемой статьи в качестве объекта права частной собственности назвал только земельный участок. Гражданский кодекс (ст. 261) специально обращается к определению земельного участка как объекта права собственности. Согласно этой статье, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно п. 1 комментируемой статьи основания возникновения права частной собственности могут быть установлены законодательством РФ. В законодательных нормативных правовых актах под законодательством РФ подразумевается законодательство федеральное.

2. Исходя из положений ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Граждане, обладающие правоспособностью и полной дееспособностью, вправе приобретать земельные участки в собственность самостоятельно. Приобретение земельных участков в собственность недееспособных или ограниченно дееспособных граждан осуществляется в порядке, установленном ГК РФ.

Содержание правоспособности граждан установлено ст. 18 ГК РФ. Согласно этой статье граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ).

В соответствии со ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Статьей 260 ГК РФ установлены общие положения о праве собственности граждан на землю. А именно лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Другие публикации:  Заместитель прокурора города курска

Ограничения в предоставлении земельных участков в собственность граждан или юридических лиц основаны прежде всего на положениях ст. 27 ЗК РФ (см. комментарий к ней). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Кодексом и другими федеральными законами. К таким законам, например, относится Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», который запрещает выкуп земельных участков под зданиями, сооружениями, которые запрещено приватизировать.

3. Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут приобрести земельные участки в собственность, в настоящее время не установлен.

Конституционность данной нормы явилась предметом Постановления Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П, которым было подтверждено соответствие п. 3 комментируемой нормы Конституции РФ.

Содержание понятия «приграничные территории» определяется по правилам ст. 3 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

Помимо приграничных территорий, иностранные лица и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками также на «иных установленных особо территориях» в случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Что касается использования природных ресурсов, находящихся в границах земельного участка, то собственник участка вправе использовать их на основании определенных прав в соответствии со ст. 40 ЗК РФ.

Право собственности на землю (10)

Главная > Реферат >Государство и право

Рассмотрение данной темы является логическим продолжением изучения норм гражданского законодательства, посвященным регулированию одного из важнейших институтов гражданского права — права собственности.

Актуальность выбранной темы объясняется включением земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности на нее в современной России, что вызвало необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных связей. Правовое регулирование находит свое отражение в нормах Гражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

Помимо изучения основных теоретических положений, связанных с определением понятия права собственности на землю и его содержанием, определением субъектов этого права, рассмотрением различных оснований приобретения права собственности и способов его прекращения, необходимо уделять внимание содержанию и осуществлению права собственности на земельные объекты отдельными субъектами гражданского права, о чем и пойдет речь в данной работе.

Целью реферата является изучение понятия права собственности на землю, определения правомочий собственника, исследование правовых норм, касающихся осуществления права собственности различных субъектов, рассмотрение вопросов правового регулирования отдельных земельных объектов.

Итак, рассмотрим право собственности на землю более подробно.

ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Собственность как экономическая категория

Собственность как экономическая категория признается господ­ствующей в политической, экономической и в юридической науке.

На форме зе­мельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отли­чающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда.

Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, купив земельный участок в собственность, гражда­нин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем.

Экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства.

Отношения собственности на землю представляют собой неотъем­лемую составную часть экономических отношений собственности в целом.

Каждой общественно-экономической формации соответствовала своя система отношений земельной собственности. На смену монополии исключи­тельной государственной собственности на землю в СССР, установ­ленной в 1917 г., пришло закрепленное новой Конституцией РФ мно­гообразие форм земельной собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы. Собственность — это необходимое ус­ловие как для экономической свободы и жизни отдельного человека, так и для экономической свободы и существования всего человечес­кого общества и государства.

Понятие «собственность» можно рассматривать в юридическом и неюридическом смысле. Собственность в юридическом смысле (юридически значимое гос­подство над объектом) включает в себя отношения, характеризуемые определенными признаками.

В этих отношениях иногда возникают противоречия интересов их участников, и они при своей остроте не могут разрешиться без правового вмешательства (судебный порядок разрешения спора между владельцами долевой собственности на землю).

Противоречия в отношении собственности значимы для интере­сов государства, что и побуждает его применять правовое вмешатель­ство в эти отношения (не целевое использование сельскохозяйственной земли — основание принудительного прекращения прав на землю).

Противоречие необходимо устранить, поскольку, будучи не уст­ранимым, оно может нанести ущерб общественным или государствен­ным интересам (причинение ущерба окружающей природной среде).

Противоречие возможно устранить в силу того, что данный вид общественных отношений поддается правовому регулированию (особый правовой режим).

Правовая форма экономических отношений собственно­сти становится объективно необходимой, волевые отношения собствен­ности не могут нормально развиваться и функционировать вне право­вой оболочки, без принудительной силы, охраны со стороны государ­ства.

Необходи­мо рассмотреть соотношение конституционного и гражданско-правового по­нятий права собственности на землю и другие природные ресурсы.

Пункт 2 ст. 36 Конституции РФ определяет параметры ограниче­ния осуществления правомочий собственника земли и других природ­ных ресурсов:

соблюдение экологических требований;

необходимость защиты прав и законных ин­тересов других лиц;

законодательное огра­ничение права собственности на землю в социальных целях, так как земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей территории;

свои полномочия земельный собственник осуществляет в той мере, в какой их оборот допускается законом (п. 3 ст. 209 ГК РФ);

земли и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами, не запрещенными законами о зем­ле (п. 3 ст. 129 ГК РФ).

Содержание права собственности на землю

Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

В понятие «права собственности на землю» можно включить:

институт российского земельного права, нормы которого со­держатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочета­ние двух признаков: экономического и экологического, которые нахо­дятся в тесном взаимодействии;

земельное правоотношение, в котором выступают как субъек­ты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;

субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездей­ствие, на требование к другим лицам и на защиту, на взыскание убытков);

юридический факт, порождающий определенные правоотноше­ния как для собственников, так и для иных лиц.

Право собственности на землю в объективном смысле представ­ляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ).

Эти нормы содержатся и в других отраслях российского законода­тельства. При этом, если в земельном праве формулируется «конст­рукция» права собственности на землю, то в иных отраслях права содержатся нормы, обеспечивающие эту конструкцию.

Право собственника на землю в субъективном смысле — это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

В практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия — владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

Для всех форм собственности характерен единый набор правомо­чий, но содержание и объем их различны.

1. Владение — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в слу­чае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

2. Пользование — это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных фор­мах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственни­ка; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п. Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и за­конным интересам других лиц. Об­щее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

3. Распоряжение — это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

изменение фактического состояния земли (земельного участ­ка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса (освоение земельного участка под огороды влечет за собой при­своение этому участку положения сельскохозяйственного угодья);

изменение правового режима земель (частный собственник не вправе менять целевое назначение – связано со льготами в час­ти размера поземельных платежей, идущих в пользу государства);

изменения в составе лиц, являющихся собственниками земель­ных участков в процессе, во-первых, предоставления земельных участков в собственность, аренду и пользование, осуществ­ляемого с соблюдением установленных процедур; во-вторых, изъятия земельных участков; в-третьих, обмена земельных участков между субъектами права собственности.

По действующему земельному законодательству, например, собствен­нику земельной доли принадлежит право выбора одного из десяти вариантов ее распоряжения: передача в аренду, дарение, передача по наследству, продажа, внесение в уставной капитал с правом или без права получения обратно, передача на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания, обмен на земельную долю в другом хозяйстве, получение земельного участка в счет доли для ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства.

Перечисленные три правомочия права собственности на землю в субъективном смысле встречаются в нормах различных отраслей права:

в нормах государственного права;

в нормах административного права устанавливаются правомо­чия министерств и ведомств по управлению государственными предприя­тиями;

в нормах гражданского права закрепляются порядок реализа­ции прав наследования земли, ее купли-продажи, залога и других сде­лок с землей;

в нормах финансового права определяются правила финанси­рования мероприятий по использованию земель, применения финансово-правовых санкций при реализации отношений собственности на земельные участки и т.п.;

в нормах уголовного права устанавливается ответственность за самовольное занятие земельных участков, нарушение правил владения и пользования ими (выращивание наркотикосодержащих культур, на­рушение правил безопасности при использовании угодий и т.п.), пра­вил при сделках с земельными участками и др.

Элементы права собственности на землю

При рассмотрении понятия «право собственности на землю» в ка­честве земельного правоотношения выявляется следующая структура элементов.

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владении, пользовании и распоряжении.

Субъекты права собственности на землю — это те лица, ко­торые в установленном порядке признаны или являются собственни­ками конкретного земельного участка:

государство в лице Российской Федерации и субъектов РФ;

муниципальные образования (в орга­низации ведения кадастра и землеустройства, в определении правово­го статуса тех или иных земель, в регистрации прав на земельные участки, в организации охранительных мероприятий и т.п.);

предприятия, учреждения, организации, которые имеют в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество и отвечают по своим обязательствам имуще­ством, могут от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде (ст. 48 ГК РФ);

физические лица — граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Содержание права собственности на землю представляет со­бой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком.

Правомочия предполагают права и обязанности собственника, которые осуществ­ляются исключительно по его воле.

Эти правомочия можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем случаям отношений собственности на землю и име­ющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли.

К общим правомочиям относятся права и обязанности на совершение определенных дей­ствий в отношении земли или воздержание от них (самостоятельно хозяйствовать на земельном участке; возводить строения и сооружения в соответствии с установленным порядком и целевым назначением земельного участка; передавать земельный участок в залог, по наследству; продавать, отчуждать, сдавать в аренду, в том числе продавать право аренды; передавать земельный участок в качестве вклада как пай в производственные и потребительские кооперативы и др.) Собственники земельных долей имеют право про­давать принадлежащие им земельные доли; закладывать право на зе­мельную долю в банк (кроме неделимого земельного участка); дарить и обменивать право на земельную долю, сдавать земельную долю в аренду и т.п.

Специальные правомочия собственников земли обусловлены тре­мя группами факторов: особенностями земельных участков, находящих­ся в собственности; особенностями правового статуса собственников земли; иными обстоятельствами.

Государство, закрепляя в нормах вариан­ты должного и возможного поведения субъектов собственности, осуще­ствляет правовое регулирование отношений собственности на землю.

Применение земельного законодательства служит формой государ­ственного управления, основанного на властно-организующих функциях государства.

Государственное регулирование земельных отношений, основанное на частной и иных формах собственности на землю, в различных модифи­кациях характерно для всех современных зарубежных государств. При­чем, чем более развито государство, тем более жестко осуществляется регулирование частной собственности на землю, использование земли.

Основными целями государственного регулирования отношений собственности на землю России является:

предотвращение создания крупных земельных латифундий (крупное частное земельное владение);

обеспечение экологических требований при хозяйственном ис­пользовании земли;

обеспечение целевого использования земельных участков в за­висимости от качественных характеристик, определяемых в соответ­ствии с земельным кадастром;

регулирование формирования рынка земли с целью предотвраще­ния спекуляции земельными участками.

Право собственности как юридический факт можно рассматривать в качестве правообразующего, правоизменяющего и правопрекращающего начала.

Право собственности как правообразующее начало представляет собой основание возникновения земельных, гражданских, финансовых отношений.

Право собственности как правоизменяющее начало характерно влиянием на уже сложившиеся правоотношения по поводу земельно­го участка.

Право собственности как правопрекращающее начало выражается в том, что с возникновением права собственности прекращаются иные пра­воотношения по поводу земельного участка, имевшие место раньше.

ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

Другие публикации:  Форма n р14001 инструкция по заполнению

Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве по субъектному составу различаются следу­ющие формы земельной собственности:

частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

государственная собственность — реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом;

муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;

иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

Различные формы собственности на землю способны оказать вли­яние на земельные отношения, улучшая их содержание или препят­ствуя их развитию.

Право частной собственности на землю граждан и юридических лиц

Право частной собственности граждан на земельные участ­ки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременений и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ).

Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку 4200 $).

В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий.

Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства.

Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату.

Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ).

Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ.

Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре.

Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене.

При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду.

Право общей собственности на землю

Общая собственность на землю является одним из видов частной собствен­ности. Для общей собственности характерна множественность субъек­тов права собственности, которые именуются участниками общей соб­ственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имуще­ство, которое не может быть разделено без изменения его назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредствен­но законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой, за исключени­ем случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов кресть­янского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглаше­нием могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ).

В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользова­ния садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделя­ющегося собственника имеет место лишь как исключение, член кресть­янского хозяйства может при выходе из него получить только денеж­ную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ).

Итак, земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Если размер долевой собственности на земельный участок не мо­ 17 жет быть определен на основании закона и не установлен соглашени­ем всех ее участников, земельные доли являются равными.

При продаже земельной доли в праве общей собственности на зе­мельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих рав­ных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предвари­тельного определения земельной доли каждого из участников этой собственности.

В сельскохозяйственных организациях, которые являются собствен­никами земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника:

граждане — собственники своей доли, участвуя в хозяйствен­ной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая пло­дородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.;

предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под пашню как интенсивную форму хозяйственной эксплуата­ции земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необхо­димо.

Право государственной собственности на землю

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен­ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю.

1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним от­носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю­чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо­димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель входят:

земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти страны, охраны государственных границ РФ;

земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про­мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально­го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об­разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем­ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при­родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур­ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;

земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук федерального значения, научно-исследовательских учреж­дений, высших учебных заведений федерального значения, федераль­ных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных науч­но-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ­ственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут­верждает Правительство РФ;

иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако­нами и договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общеприз­нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй­ственного производства и иных целей. В государственную собствен­ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част­ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами.

2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре­делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).

Специфика права государственной собственности на землю заклю­чается в следующем.

— Данный вид права собственности характеризуется высоким уров­нем субъектов собственности.

— Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением.

— Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности.

— Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фон­да, а также с осуществлением контрольных функций за использовани­ем земель иными собственниками.

Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы:

а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению;

б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим.

3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю — это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний (ст. 19 3K РФ).

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

Указанные земли проходят государственную регистрацию в Госу­дарственном реестре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.10.2002).

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправ­ление осуществляет владение, пользование и распоряжение муници­пальной собственностью, к которой относится все то, что не являет­ся федеральной собственностью субъектов РФ и частной собствен­ностью.

Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственно­сти в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передают­ся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назна­чения.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах чер­ты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участ­ки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправ­ления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их раз­вития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в госу­дарственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собствен­ников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль­ной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потреб­ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш­него благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государ­ственной собственностью.

Таким образом, подведем итоги проделанной работы.

Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

В понятие «права собственности на землю» можно включить:

институт российского земельного права, нормы которого со­держатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочета­ние двух признаков: экономического и экологического, которые нахо­дятся в тесном взаимодействии;

земельное правоотношение, в котором выступают как субъек­ты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;

субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездей­ствие, на требование к другим лицам и на защиту, на взыскание убытков);

юридический факт, порождающий определенные правоотноше­ния как для собственников, так и для иных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (по состоянию на 10 сентября 2008 г.).

Грось Л.А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство», «гражданское право» и «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки. «Журнал российского права», 2002, N 9.

Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности на землю в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2001, № 11.

Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. 8-е изд., перераб. – М.:Юрайт-Издат, 2004.

Земельное право современной России: Учебное пособие. Крассов О.И. М.; Дело, 2003.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации / Крашенинников П.В. М.; Статут, 2002.

Право собственности: пределы и ограничения / Камышанский В.П., Филиппов П.М.. М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Прохорова Н.А. Содержание права собственности на землю по Земельному кодексу РФ // Журнал российского права. 2003, № 8 .

Соколов А.В. Право частной собственности на землю в условиях реформирования земельных отношений в Российской Федерации // Иваново-Вознесенский юридический вестник. Иваново, 2002. Правовое регулирование оборота земель. № 6

Станкевич Т.Б. Ограничение права собственности на землю: история и современность // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. Самара; Изд-во СГЭА, 2002 № 2.