Социальная политика в сфере трудовых отношений в россии

01.06.2018 Выкл. Автор admin

научная статья по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Социология

Цена:

Авторы работы:

СОКОЛОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

представлений о трудоспособном возрасте, расширение возможностей для реализации потенциала пожилых людей, разработка и осуществление соответствующих программ их образования и профессиональной подготовки.

1. Переведенцев В. Наше демографическое будущее // Человек и труд. 2001.

Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений

I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда

Рынок труда– это система социально-экономических отношений, связанных со спросом на рабочую силу и ее предложением.

Занятость– социально-экономическое явление, отражающее участие индивида в процессе наемного труда, самозанятости, предпринимательской деятельности или производства для собственного потребления.

Социальные проблемы в сфере занятости связаны с объективными факторами исходного неравенства различных социально-демографических категорий и групп населения на рынке труда (поло-возрастные, квалификационные и другие различия). СП в области занятости связана с необходимостью обеспечить всем трудящимся возможность добиваться своим трудом повышения жизненного уровня как самого работника, так и его семьи.

Состояние рынка труда и занятости описывается при помощи системы показателей. В числе важнейших из них:

— уровень экономической активности населения(отношение общей численности занятых и безработных к численности трудоспособного населения);

— уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения);

— средняя продолжительность безработицы;

— соотношение между спросом и предложением на рынке труда;

— распределение занятых по секторам экономики (виды деятельности, отрасли, формы собственности).

Государственная политика занятости предполагает решение следующих основных задач:

1. Максимально возможное удовлетворение потребностей экономически активного населения в оплачиваемой работе путем стимулирования развития производства товаров и услуг в организациях всех форм собственности.

2. Расширение масштабов эффективной занятостина основе создания и сохранения высокопроизводительных рабочих мест с благоприятными условиями труда и уровнем его оплаты.

3. Повышение качества рабочей силы, уровня ее профессионализма и конкурентоспособности на рынке труда путем развития системы профессионального образования.

4. Минимизация уровня безработицы, предупреждение длительной безработицы.

5. Обеспечение материальной поддержки безработных граждан.

6. Повышение роли трудовой миграции в создании национального рынка труда.

Государственная политика занятости базируется на следующих принципах:

1. Приоритетность активных мер содействия занятости, воплощающих сохранение и создание новых рабочих мест и подготовку и переподготовку кадров по сравнению с простой социальной поддержкой безработных (выплата пособий по безработице).

2. Проведение государственной политики занятости с учетом интересов конкретных региональных отраслевых и социально-демографических групп работников.

3. Поддержание занятости в кризисных по состоянию рынка труда регионах.

4. Реализация сбалансированных мер социальной поддержкибезработных, направленных на предотвращение, с одной стороны, их десоциализации (люмпенизации), а с другой стороны, — социального иждивенчества.

Государственная политика занятости (ГПЗ) рассматривается как двухуровневая система:

1. ГПЗ на макроуровне, где осуществляется:

А) принятие законодательных и нормативных актов по вопросам занятости и рынка труда, контроль за их соблюдением;

Б) согласование долгосрочных и текущих задач ГПЗ с приоритетами других направлений социальной политики, задачами экономического роста, инвестиционной, кредитно-денежной политики;

В) принятие государственных программ содействия занятости, контроль за их выполнением;

Г) финансирование ГПЗ из бюджета центрального правительства, в том числе поддержка территорий с наибольшим напряжением ситуации в сфере занятости;

Д) Установление единых для всей территории страны нормативов поддержки безработных.

2. ГПЗ на региональном уровне, где региональные органы государственной власти:

А) разрабатывают и реализуют политику занятости с учетом социально-экономической и демографической специфики регионов и основных направлений общегосударственной политики занятости;

Б) принимают дополнительные меры бюджетной, налоговой и кредитной политики в целях содействия экономическому развитию региона и обеспечения занятости населения;

В) финансируют региональную политику занятости за счет средств регионального бюджета и осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств;

Г) принимают региональные законодательные и нормативные правовые акты, обеспечивающие дополнительные по отношению к общегосударственным нормам гарантии занятости и социальной поддержки безработных.

Социально-трудовые отношения

Социально-трудовые отношения

Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)

При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.

Элементы системы социально-трудовых отношений:

  • субъекты социально-трудовых отношений;
  • уровни социально-трудовых отношений;
  • предметы социально-трудовых отношений;

Субъекты социально-трудовых отношений

К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.

Наемный работник — это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.

Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).

Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.

Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:

  • индивидуальный и коллективный;
  • государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.

Предметами социально-трудовых отношений являются различные аспекты трудовой жизни человека и организации.

К ним относятся:

  • организация и эффективность труда;
  • наем-увольнение;
  • оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения;
  • кадровая политика организации и т.д.

Анализ социально-трудовых отношений

Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводит по трем направлениям: субъекты; предметы, типы.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.

Наемный работник — это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель — это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюза являются: обеспечение занятости и оплата труда.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основных стадии жизненного цикла человека:

  • от рождения до окончания обучения;
  • период трудовой и/или семейной деятельности;
  • период после трудовой деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй — основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей — центральной является проблема пенсионного обеспечения.

В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда.

Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.

Типы социально-трудовых отношений

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.

Выделяют следующие виды социально-трудовых отношений по организационным формам

Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Оно осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывшими СССР.

Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций, не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом.

Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей.

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или иной союз, то субсидиарность может реализовываться в форме солидарности. При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию толпы.

Другие публикации:  Договор заказчик исполнитель плательщик образец

Дискриминация — это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда, дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности и другим признакам. Проявление дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, представлении услуг предприятия работникам, увольнении.

Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными фордами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).

По характеру влияния на результаты экономической деятельности

По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:

  • конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;
  • деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества.

Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов.

Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Интересы сотрудников предприятия могут различаться по ряду признаков: психофизиологические параметры (пол, возраст, здоровье, темперамент, уровень способностей и т.п.); национальность, семейное положение; образование; отношение к религии; социальное положение; политическая ориентация; уровень доходов; профессия и т.д.

Само по себе различие сотрудников предприятия по этим и другим признакам необязательно ведет к деструктивным взаимоотношениям. Известно множество примеров эффективного сотрудничества самых разных людей. Основным условием такого сотрудничества является наличие объединяющих ситуации или идеи, перед которыми индивидуальные и групповые различия становятся несущественными.

Объединяющие ситуации — это война, стихийное бедствие, экологическая катастрофа, необходимость сохранения (выживаемости) предприятия в конкурентной борьбе, страх безработицу. Объединяющие идеи могут быть религиозными, социально-политическими, научными и др.

Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.

Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.

К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.

Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы гос.регулирования социально-трудовых отношений:

  • законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;
  • контроль исполнения законов;
  • выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)

Законодательное регулирование социально-трудовых отношений

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

  • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • создание благоприятных условий труда;
  • защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:

  • англо-саксонская;
  • европейская (рейнская).

Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

7.2. Государственная политика в области труда и занятости

Главным элементом и фактором материального производства является труд. Взаимодействие рабочей силы, орудий и предме­тов труда характеризует состояние производительных сил и про­изводственных отношений, конкретного способа производства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выби­рать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повыше­ние квалификации, на отдых. Работающему по трудовому дого­вору гарантируются установленные законом продолжитель­ность рабочего времени, выходные и праздничные дни, опла­чиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудитель­ный труд запрещен. Добровольная незанятость не может слу­жить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

При прежней системе государство было основным работо­дателем и спрос на рабочую силу удовлетворялся путем органи­зованного планового набора. В рыночных условиях сфера при­ложения труда расширяется и используются различные формы занятости без участия государства (предпринимательство, ин­дивидуальная трудовая деятельность, фермерство). Одновре­менно рабочая сила превращается в товар и продается и поку­пается с учетом законов стоимости, спроса и предложения и других факторов.

Функционирует рынок труда, где продавцами выступают собственники рабочей силы, а покупателями — работодатели. Экономические отношения между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью выбора вида деятельности, свободой найма, цены рабочей силы.

Однако рабочая сила является особым товаром. На ее фор­мирование и воспроизводство оказывают влияние не только общественные, но и естественно-биологические факторы. Ис­пользование рабочей силы в процессе труда дополняется из­держками на ее подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда во многих странах не рассматривает­ся в качестве обычного товарного рынка и регулируется госу­дарством. Например, в Японии широко применяется пожизнен­ный наем и человек не просто работник, а участник общего де­ла. Поддерживается высокий статус труда как основной нравственной ценности.

Первоочередными объектами регулирования являются опла­та и охрана труда, предложение рабочей силы, спрос на нее. Оплата труда выполняет воспроизводственные и стимулирую­щие функции, обеспечивая связь между количеством, качеством труда и уровнем благосостояния.

За годы реформирования реальная оплата труда снизилась более чем в 2 раза. Средняя заработная плата в несколько раз ниже пособия по безработице в развитых странах. Основная оп­лата перестала выполнять воспроизводственные функции и до­полняется широким распространением вторичной занятости. В 1990 г . средняя оплата в 3 раза превышала прожиточный мини­мум, в 1999 г . — лишь в 1,5 раза.

Доля оплаты труда вместе с отчислениями в страховые вне­бюджетные фонды в конечной цене продукта составляет 15—18%, в развитых странах — до 60%.

В структуре денежных доходов населения доля оплаты наем­ного труда, включая социальные выплаты, также снижается и составляет около 45% (в развитых странах — 60—65%). Доля до­ходов от собственности и предпринимательства в России (при­мерно 22%) выше, чем в США, что не соответствует соотноше­нию форм собственности. Предпринимательская прибыль за­вышена. На Западе достаточной признается прибыль 10—30%. В России работодатели, особенно частного сектора, ориентируют­ся на 80—120% и определяют уровень оплаты по принципу: сколько могу (хочу), столько и плачу. Интересы работника фак­тически не защищены.

Оплата труда в частном секторе фактически не регулируется государством. Хотя законом установлена минимальная оплата труда, она составляет не более 13% прожиточного минимума и служит лишь условной единицей при назначении штрафов, на­числении пособий и т.д. Коллективные договоры заключают не более 15% предприятий, на многих из них не действуют проф­союзные организации. В государственном секторе регулируется соотношение в оплате между категориями работников, отрас­лями, регионами с помощью тарифной системы, средств фи­нансовой поддержки и других рычагов.

Постановлением Правительства РФ «О повышении та­рифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 18 марта 1999 года № 309 утверждены новые тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки ( ETC ) и введены с 1 апреля 1999 года новые тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сфе­ры (табл. 7.2). Оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к тарифной ставке первого разряда основного ра­ботника организации. Кратность определяется органом ис­полнительной власти.

Другие публикации:  Штраф за отсутствие временной регистрации в москве для граждан рф

Оплата труда в бюджетной сфере не должна опускаться ниже 80—85% средней заработной платы в промышленности. Вводит­ся новый стандарт — минимальная часовая оплата труда.

При низкой оплате труда, чрезмерной поляризации населе­ния по уровню доходов сокращается платежеспособный спрос, тормозится проведение жилищной реформы, слабеют стимулы технического прогресса, мотивация производительного труда. Реальное снижение уровня потребления создает преграды эко­номическому росту. Расчет на спрос богатых не оправдан, так как он ограничен по масштабу, качественно иной по структуре, удовлетворяется в основном за счет импорта. Экономику может стимулировать только массовый спрос.

В рыночной экономике повышение оплаты в реальном сек­торе возможно в результате роста производительности труда, сокращения предпринимательского дохода и может сопровож­даться ростом безработицы. В то же время у государства имеют­ся рычаги облегчения положения бедных слоев за счет улучше­ния сбора подоходного налога и налога на имущество граждан.

Согласно стандартам ООН, гранью нищеты населения при­знается суточное потребление в размере менее 2 долл. на чело­века, а развитой считается страна, где оплата более 1 долл. в час. России еще далеко до этих нормативов. Поэтому разраба­тываемая концепция повышения уровня жизни населения исхо­дит из необходимости увеличения заработной платы в структуре затрат на производство продукции, чтобы создать предпосылки для расширения потребительского спроса, стимулирования ре­альных инвестиций.

Более 40% работников трудятся на тяжелых и вредных рабо­тах. На многих предприятиях жизнь и здоровье людей подвер­гаются постоянной опасности из-за старения производственных фондов, аварий, вредных выбросов и т.д.

Таблица 7.2. Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки бюджетной сферы

* Размеры тарифных ставок (окладов) округлены до целых рублей.

Поэтому повышается ответственность работодателей за улуч­шение условий труда. Они наказываются за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощря­ются при существенном улучшении этих показателей на пред­приятии.

Государственный надзор и контроль за соблюдением зако­нодательства о труде осуществляет Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития Рос­сийской Федерации (Минтруд России). Ей подведомственны госинспекции труда субъектов РФ, районов и городов, отрас­левые инспекции труда, вместе образующие единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности.

Рострудинспекция контролирует соблюдение законодатель­ства о труде, охране труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, бан­кротстве предприятий, коллективных договорах и соглашениях. Она также защищает работников от незаконных действий рабо­тодателей, должностных лиц. Инспекторы труда вправе беспре­пятственно посещать в любое время суток предприятия в целях надзора и контроля; налагать штрафы на руководителей, долж­ностных лиц предприятий, виновных в нарушении трудового законодательства; приостанавливать работу подразделений, обо­рудования при выявлении нарушений правил охраны труда, ко­торые создают угрозу жизни работников.

Суммы взысканных штрафов за нарушение законодательст­ва о труде направляются на бюджетный счет Минтруда России и используются на улучшение условий и охраны труда, преду­преждения производственного травматизма и профессиональ­ных заболеваний.

Рынок труда предоставляет возможность, но не гарантирует свободный выбор производительной и высокооплачиваемой ра­боты. Все определяется соотношением предложения и спроса на рабочую силу, уровнем напряженности на рынке, который ха­рактеризуется отношением численности безработных к количе­ству имеющихся вакансий.

Государство регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного пе­ремещения работающих по стране, смягчения социальной на­пряженности в обществе. Для этого проводится политика содей­ствия занятости, развертывания инфраструктуры рынка, развития рынка жилья, выравнивания условий жизни, социального обеспечения временно неработающих.

Размеры предложения рабочей силы определяются демогра­фическими факторами (вступление в трудоспособный возраст, естественная убыль), масштабами сокращения рабочих мест (вы­свобождаемые работники поступают на рынок труда), миграци­ей и другими факторами.

Демографическая политика государства в зависимости от ре­ального положения страны может быть направлена либо на прирост народонаселения, либо на сдерживание его роста, ста­билизацию, но предполагает увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, рациональное использование тру­довых ресурсов.

Ежегодно в трудоспособный возраст вступают около 2,2 млн чел., а выбывают из этого возраста 1,5—1,7 млн чел. Экономи­чески активное население предъявляет спрос на рабочие места. Он может быть удовлетворенным (занятые) и неудовлетворен­ным (безработные). Экономически неактивное население не ищет работу (обучающиеся с отрывом от производства, занятые в домашнем хозяйстве и др.).

Государство участвует в подготовке квалифицированных ра­бочих в системе профессионального образования с учетом требо­ваний рынка труда и прогноза потребности в кадрах, обеспечива­ет поддержку образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку на межотраслевой и межрегиональной основе.

Структурная перестройка, реорганизация убыточных пред­приятий выявляют производства, не представляющие инвести­ционного интереса, поэтому сохраняющиеся на них рабочие места имеют повышенный риск сокращения и увеличения без­работицы. Ее также питают ограниченные финансовые воз­можности предприятий и государства, банкротства, реформа армии, выпускники средних и высших учебных заведений и другие факторы.

Контингент безработных образуется в результате превы­шения численности выбывающих работников над численно­стью принятых на работу. По методологии МОТ, к безработ­ным относятся не имеющие работу, активно ее ищущие любы­ми способами (через знакомых, биржу труда, по объявлениям), готовые к ней приступить в кратчайшие сроки. Уровень безра­ботицы определяется отношением численности безработных к экономически активному населению.

Официальные и расчетные показатели безработицы имеют существенные различия. В июне 1999 г . насчитывалось 10,4 млн безработных, или 14,2% (безработица считается массовой при уровне более 10%). Кроме того, в режиме неполной занятости работает 10% экономически активного населения. Службы заня­тости зарегистрировали лишь 2,4 млн чел. в качестве безработ­ных, или 3,3%.

Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются квалифицированные кадры, растет со­циальная напряженность в обществе.

Для обеспечения полной, продуктивной и свободной занято­сти необходимо осуществление инвестиционной, финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан.

Минтруд России, Минэкономразвития России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из от­раслевых и региональных приоритетов разрабатывают генераль­ную схему, а также отраслевые и региональные программы воспроизводства, сохранения и создания рабочих мест с учетом си­туации на рынке труда.

В них предусматриваются меры по улучшению использования имеющихся рабочих мест, развитию малых предприятий, соединению материальных и трудовых ресурсов на основе льготной аренды производственных объектов, в том числе входящих в со­став мобилизационных мощностей. Ликвидация неэффективных рабочих мест сочетается с их созданием, профессиональной подготовкой и трудоустройством высвобождающихся работников в развивающихся отраслях и регионах.

Новые рабочие места с высоким заработком открываются на основе определения приоритетных направлений развития эко­номики и потенциала регионов в интересах стабилизации рынка ‘ труда, особенно в районах со сложным социально-экономичес­ким положением и экстремальными условиями. Вводится обяза­тельная экспертиза федеральных инвестиционных проектов в Министерстве труда и социального развития Российской Феде­рации по критерию обеспечения сохранения и увеличения но­вых рабочих мест.

Федеральные органы активно участвуют в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относя­щихся к отраслям естественных монополий и ВПК; а также в регулировании высвобождения в тех регионах, где из-за струк­турных особенностей или изменений государственной экономи­ческой политики складывается острая ситуация с занятостью, для изменения которой местных усилий недостаточно.

Разработаны критерии отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда с учетом масштабов закрытия или перепрофилирования производств, объемов высвобождения и других факторов, а также механизм оперативного перераспре­деления средств фонда занятости для создания федерального резерва на случай возникновения критических ситуаций на рынке труда.

Критериями массового высвобождения работников являются:

1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 человек и более.

2. Сокращение численности работников предприятия:

50 человек и более в течение 30 календарных дней;

200 человек и более в течение 60 календарных дней;

500 человек и более в течение 90 календарных дней.

3. Увольнение 1% общего числа работающих в течение 30 ка­лендарных дней в регионе с общей численностью занятых менее 5 тыс. чел.

Органы исполнительной власти в период массового высво­бождения анализируют состояние рынка труда, организуют экс­пертизу финансов предприятий, играют роль посредника в кон­фликтных ситуациях между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение, оказывают таким предприятиям помощь в виде льготных кредитов, субси­дий, отсрочки платежей по налогам и др. По предложению службы занятости и профсоюзных органов они могут приоста­навливать на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.

В критических ситуациях проводится поэтапное высвобож­дение или полная его приостановка, сокращение рабочего вре­мени без уменьшения численности работников; вводятся ком­пенсационные выплаты.

Если сокращение персонала предприятий с государствен­ной формой собственности в связи со структурными измене­ниями производства за год превышает 10% общего количества работающих, то разрабатывается социальный план с участием органов службы занятости. Он должен предусматривать меры по осуществлению опережающей целевой профессиональной переподготовки работников, подлежащих высвобождению, их трудоустройству, обеспечению временной занятости, а также другие действия, направленные на социальную защищенность работников, сохранение квалифицированного кадрового по­тенциала.

Во Франции предприятия всех форм собственности составляют со­циальные планы и утверждают их в органе местного управления. Пока план не утвержден, предприниматель не имеет права уволить работни­ка в связи со структурной перестройкой или перепрофилированием.

При продаже предприятий в условия конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест, если предприятия являются градообразующими. К ним отнесены предприятия:

• на которых занято не менее 30% общего числа работаю­щих на территории города (поселка);

• имеющие на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).

Органы исполнительной власти на местах определяют допус­тимый уровень безработицы с учетом возможности социальной поддержки безработных, смягчения последствий длительной (более одного года) безработицы и при его повышении осущест­вляют специальные меры по ограничению ее роста.

В качестве одного из самых доступных видов увеличения за­нятости используются общественные работы.

Общественными работами признаются виды трудовой дея­тельности, не требующей, как правило, предварительной про­фессиональной подготовки, имеющей социально полезную на­правленность и вводимой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Они организуются исполнительной властью субъектов РФ, местным самоуправлением при участии службы занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от форм собственности.

Другие публикации:  Оформить недостачу по накладной

Органы исполнительной власти и службы занятости в регио­нах ежегодно определяют объемы и виды общественных работ с учетом количества и состава незанятого населения. В случаях массового высвобождения работников разрабатываются терри­ториальные (районные, городские) программы организации об­щественных работ и временных рабочих мест. Органы службы занятости информируют граждан о видах организуемых общест­венных работ, условиях, режимах и оплате труда, направляют их в организации для выполнения общественных работ. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице и состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает трудовой договор на срок до шести ме­сяцев. На занятых на общественных работах распространяется законодательство о труде и социальном страховании. Оплата производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда. Производится доплата к заработку в размере причитавшегося этим гражданам пособия по безработице за счет средств фонда занятости.

Финансирование общественных работ осуществляется за счет средств предприятий, в которых организуются эти работы; при необходимости привлекаются средства субъектов РФ, фонда занятости.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют целенаправленные меры по организации общественных работ, созданию специализированных предприятий для их проведения, предоставляют льготы по налогам предприятиям, активно со­действующим организации общественных работ.

На принципах общественных работ реализуется совместная (Минтруд России, Госстрой России, Дорожный фонд) про­грамма по строительству автомобильных дорог. Деньги фонда занятости, предназначенные для пособий безработным, пере­числяются в строительную фирму, которая выполняет общест­венные работы.

В рамках программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, организуется обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности. Направлений на учебу осуществляется органами по труду, занятости, образова­ния и другими организациями поддержки предпринимательства. Финансирование обучения незанятых граждан, зарегистрирован­ных в службе занятости в качестве безработных, производится за счет средств фонда занятости населения, находящихся в распо­ряжении региональных органов службы занятости, а других гра­ждан — за счет средств предприятий, организаций, фондов поддержки малого предпринимательства, личных средств граждан и других источников.

В целях оптимизации рынка труда государство регулирует взаимоотношения между работниками и работодателями по вопросам занятости независимо от форм собственности и хозяйст­вования, Так, оказывается содействие в подборе подходящей работы, правовая защита от необоснованного отказа в приеме на работу, действуют гарантии занятости для особо нуждающих­ся в социальной защите путем установления квот приема на ра­боту, обучения по специальным программам, реализации про­грамм занятости, введения особых режимов труда и отдыха.

Законодательно установлена поддержка неконкурентоспо­собных граждан: молодежи, лиц предпенсионного возраста, уво­ленных с военной службы, инвалидов, женщин, беженцев, быв­ших заключенных.

Работодатель обязан принимать на работу:

• выпускников общеобразовательных, образовательных уч­реждений профессионального образования;

• лиц, моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (сирот и др.), направляемых органами службы занятости в порядке трудоустройства.

Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечи­ваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заклю­чаемых ими с работодателями, или договоров о подготовке спе­циалистов, заключенных образовательными учреждениями и работодателями.

Работодатели содействуют занятости на основе инвестиций в крупное производство, развитие мелкого бизнеса. В коллектив­ные договоры включаются и работодателями осуществляются мероприятия по обеспечению занятости:

• сокращение рабочего времени без сокращения численности;

• льготы и компенсации, предоставляемые сверх установ­ленных законодательством;

• профессиональная подготовка, переподготовка и повы­шение квалификации высвобождаемых работников до на­ступления срока расторжения трудового договора;

• заключение договоров коллективного страхования рабо­чих и служащих на случай потери работы;

• временное приостановление найма на вакантные рабочие места;

• предоставление отпусков без сохранения заработной платы. Средства, затраченные на создание условий для профессио­нальной подготовки, повышение квалификации и переподго­товку работающих, уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Работодатели несут ответственность за повышение квалифи­кации работников, с которыми находятся в трудовых отношени­ях. Минимальные нормативы затрат на эти цели для предпри­ятий, учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством РФ.

В связи с переходом к рынку особую актуальность приобре­тает государственная политика в области внешней трудовой миграции. Миграция может стать фактором развития экономи­ки только при грамотном управлении ею, в противном случае она порождает трудноразрешимые проблемы. «Основами погра­ничной политики Российской Федерации», утвержденными Президентом РФ, Председателем Совета Безопасности РФ 5 октября 1996 г ., демографическая экспансия рассматривается в числе угроз национальным интересам РФ.

Основные принципы государственной политики в сфере внешней трудовой миграции заключаются в следующем:

Привлечение и использование иностранной рабочей силы

Трудовая миграция граждан России за границу

1. Удовлетворение потребностей российского рынка труда в необ­ходимой рабочей силе

2. Обеспечение на национальном рынке труда приоритетного пра­ва граждан России на трудоустройство

3. Предотвращение нелегальной трудовой миграции

1. Обеспечение и защита прав и законных интересов граждан России на всех стадиях трудовой миграции

2. Развитие международного со­трудничества, заключение меж­дународных договоров с государствами — главными импортера­ми российской рабочей силы

Для предотвращения нелегальной миграции введен имми­грационный контроль по направлениям:

• контроль за въездом иностранцев, ищущих убежище, сле­дующих транзитом, их идентификация, регистрация и учет;

• предупреждение неконтролируемой миграции и депорта­ция в установленных случаях;

• рассмотрение ходатайств прибывших в Россию граждан о предоставлении убежища.

Иммиграционный контроль проводится в пунктах пропуска через государственную границу, которые являются структурны­ми подразделениями миграционной службы.

Устанавливается иммиграционная квота приема иностран­ных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища в России.

В субъектах РФ, ставших приграничными, открываются центры временного размещения иммигрантов за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федераль­ной миграционной программы. В структуре органов службы занятости создаются подразделения по профессиональной под­готовке, трудоустройству иностранных граждан, получивших статус беженца.

Для использования иностранной рабочей силы работодатель должен получить разрешение, а иностранный гражданин иметь подтверждение на право трудовой деятельности. С работодате­лей взимается плата за каждого привлекаемого иностранного работника. В случаях, не требующих разрешения на .привлече­ние иностранной рабочей силы, за выдачу подтверждения на право трудовой деятельности иностранным гражданам с работо­дателей взимается плата в размере 15-кратной минимальной ме­сячной оплаты труда на дату выдачи подтверждения. Работода­тели за привлечение иностранной рабочей силы без соответст­вующего разрешения несут ответственность. Иностранные граждане, въехавшие на территорию России и принятые на ра­боту с нарушением установленных правил, подлежат выдворению органами МВД за счет средств работодателя.

В России более 5 млн мигрантов, из них имеют соответст­вующий статус около 1,1 млн чел., а более 3 млн человек про­живают нелегально. На нужды, связанные с миграцией, в бюд­жете 1999 г . выделено 1,3 млрд руб. На одного зарегистрирован­ного мигранта финансирование составляет 717 руб. в год. Пере­селенцам выдаются беспроцентные ссуды, за счет которых они самостоятельно строят или покупают жилье.

В мировой практике решающую роль в управлении миграцией иг­рают общественные организации (работа с мигрантами требует инди­видуального подхода к каждому человеку). Особенно эффективны общественные организации самих мигрантов. В Германии обществен­ные организации осваивают более 80% государственных средств, вы­деляемых на обустройство мигрантов.

В 1998 г . на работу в Россию прибыли 242,3 тыс. человек, а выехали на работу за рубеж 32,5 тыс. чел.; такое соотношение характерно для высокоразвитых стран. Но многие выезжают не­легально (по туристическим путевкам, гостевым приглашениям) в основном в Турцию, Кипр, Кувейт, Израиль, Корею на рабо­ты, не требующие высокой квалификации.

В СССР внешняя занятость полностью регулировалась меж­государственными соглашениями, в то время как сейчас межго­сударственные соглашения о квотировании рабочих мест за ру­бежом не заключаются.

Важнейшей целью государственной политики в сфере труда и занятости является создание и поддержание атмосферы соци­ального партнерства. Средством ее достижения на всех уровнях трудовых отношений служит коллективно-договорной механизм, который обеспечивает равноправие сторон, добровольность, заинтересованность, ответственность за нарушение соглашений. Функционируют двух- и трехсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Правовым актом, устанавливающим общие принципы и ус­ловия согласованного проведения социально-экономической политики, является Генеральное соглашение. Участниками Гене­рального соглашения являются три стороны: Правительство РФ, общероссийские объединения профсоюзов (иные уполномочен­ные работниками общероссийские представительные органы), работодатели (их объединения), которым делегированы права на ведение переговоров и заключение соглашений (табл. 7.3).

Генеральное соглашение регулирует социально-трудовые от­ношения на федеральном уровне, совместные действия сторон по их реализации и признается сторонами обязательным для выпол­нения. Каждая сторона после подписания Генерального согла­шения разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализа­ции принятых обязательств. В течение срока действия Генераль­ного соглашения стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию возникающих трудовых конфликтов.

Содержание Генерального соглашения определяется Россий­ской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций между сторонами.

Согласованными направлениями экономической политики признаны реформирование налоговой системы, усиление госу­дарственной кредитно-финансовой политики, формирование сбалансированного бюджета, преодоление неплатежей, под­держка отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

В области развития социального партнерства предусматрива­ется соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, контроль за действием законодательства о труде, содействие за­ключению на местах соглашений и коллективных договоров. Намечается ратификация конвенций МОТ, касающихся основ­ных вопросов социальной политики, регулирования трудовых отношений, социального партнерства.

Генеральное соглашение ограничивает уровень безработицы не выше 4,3% в среднем по Российской Федерации; конкретные меры по увеличению занятости не фиксируются, но разрабаты­ваются предложения по смягчению безработицы.

В целях обеспечения реализации договоренностей Генераль­ного соглашения Правительство РФ разрабатывает и утверждает план мероприятий. Ответственными исполнителями его являют­ся федеральные органы власти. Информация о ходе выполнения плана ежеквартально представляется в Минтруд России, на ко­торое возложен контроль за реализацией плана. Минтруд Рос­сии представляет информацию о выполнении плана в Россий­скую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.