Судебная практика по семипалатинскому полигону

24.02.2018 Выкл. Автор admin

Судебная практика по семипалатинскому полигону

В соответствии с планом работы Локтевского районного суда на 2011 год проведено обобщение судебной практики по применению Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

За период существования Семипалатинского полигона на нем было проведено 117 ядерных взрывов в атмосфере, которыми причинен значительный вред. В результате проведения некоторых взрывов доза облучения населения превысила установленные законом допустимые пределы. Обязанность возместить вред от воздействия ионизирующего излучения в этом случае лежит на государстве. Во исполнение чего принят вышеназванный Федеральный закон.

Задачи государства по обеспечению радиационной безопасности, экологического благополучия и по восстановлению нарушенных вследствие радиационного воздействия конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуются исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных статьями 1, 2 и 7 Конституции РФ, что обязывает к возможно более полному по объему возмещению вреда с учетом имеющихся на конкретном этапе развития финансовых средств.

Целью данного обобщения является выработка единой позиции в решении вопросов применения норм материального и процессуального права при разрешении дел, связанных с применением Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», на основе анализа действующего законодательства и изучения судебной практики.

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно ст. 1. Федерального Закона, гражданам, которые проживали в 1949 — 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Как правило, дела с применением ФЗ от 10 января 2002 года №2- ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», представлены в Локтевском районном суде исками граждан к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащите) и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца.

В обоснование исковых требований граждане, как правило, указывают на приобретенное право на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вследствие проживания в населенном пункте, включенном в Перечень

населенных пунктов Алтайского края и бывшей КазССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 № 162-Р и от 15 марта 1995 года №356-р в ред. Распоряжения Правительства РФ от 08 февраля 2002 года №156-р.

Факт проживания в конкретном населенном пункте гражданин подтверждает либо выпиской из похозяйственной книги, справкой, либо вступившим в законную силу решением суда.

Для решения вопроса о выдаче удостоверения граждане обращаются с письменными заявлениями в «Главалтайсоцзащиту», однако удостоверения, подтверждающие их право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом ей не выдаются, что гражданин считает незаконным. Потому в исковых заявлениях граждане просят обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать удостоверение, в соответствии с действующим законодательством, получившему дозу облучения (от 5 сЗв до25 сЗв (бэр).

До 24 сентября 2010 года иски граждан о признании права на получение удостоверения по Семипалатинскому полигону подлежали удовлетворению. Так, в 2008 году в Локтевский районный суд поступило 1088 исковых заявлений вышеуказанной категории, в 2009 году — 192 искового заявления, за 5 месяцев 2010 года — 77 исковых заявлений.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд ссылался на существование распоряжения Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 162-р, которым был утвержден Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 07 августа 1962 г., который включал в себя населенные пункты, население которых подверглось ядерному испытанию на Семипалатинском полигоне.

В решениях суд приходил к выводу о том, что заявленные истцами требования являлись обоснованными подлежащими удовлетворению. Однако, из числа ответчиков суд исключал Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку им были выполнены все действия для своевременного направления в МЧС России документов для получения истцами удостоверения.

В настоящее время, ввиду изменения судебной практики / в связи с вынесением Верховным Судом 24 сентября 2010 года определения №51-В 10-22 по делу Салихова Ф.Г. о признании подвергшимся радиационному воздействию. / по делам данной категории, в удовлетворении требований истцов суд вынужден истцам отказать, ссылаясь на проживание истцов в населенных пунктах в период времени, когда указанный населенный пункт не был включен в Перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р и в связи с недоказанностью факта получения суммарной /накопленной/ дозы облучения свыше 5 Бэр при проживании на данной территории.

01 апреля 2011 года судьей Капустиной О. В. по делу № 2-147/2011 г. по иску Гараниной Т.А. было вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований истицы о признании ее подвергшейся ядерному испытанию на Семипалатинском полигоне.

В обоснование своих требований истица указывала, что проживала г. Рубцовске Алтайского края в период с 14 августа1956 г. по 31 декабря 1963 г. Данный населенный пункт входит в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний.

Судьей при рассмотрении дела было отмечено, что город Рубцовск Алтайского края, действительно, включен в Перечень населенных пунктов, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949г. суммарную (накопленную) дозу облучения более 5, но не превышающую 25 сЗв (Список № 2).

Вместе с тем, Гаранина Т.А., как установлено в судебном заседании проживала в данном населенном пункте в период с 14 августа 1956 года по 31 декабря 1963 года, а, согласно названному Перечню указанный период не отнесен к периодам, когда население г. Рубцовска Алтайского края получило суммарную (эффективную) дозу облучения вследствие ядерных испытаний.

Суд также указал, что истицей не представлено доказательств, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих получение ею суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5, но не превышающей 25 сЗв (Список № 2).

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время экспертиза по определению суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения не проводится, истица не лишена в последующем ставить вопрос об этом при наличии необходимых оснований.

Таким образом, определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 мая 2011 года решение суда оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

В 2011 году на рассмотрение в Локтевский районный суд поступило 19 исков граждан к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащите) и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца.

10 исков к Главалтайсоцзащите, МЧС из данного количества — оставлены без рассмотрения по причине повторной неявки истцов в судебное заседание, 1 дело находится в производстве суда, вынесены 2 решения об отказе в удовлетворении исков, решения обжалованы и вступили в законную силу, в удовлетворении 6 исков отказано.

Анализ судебной практики по применению Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» показал, что при рассмотрении дел указанной категории необходимо установить два обстоятельства: 1) проживал ли истец в населенном пункте, указанном в Перечне, действующем на момент рассмотрения дела, на дату взрыва; 2) подвергся ли он воздействию радиации сверх допустимых пределов (5 или 25 бэр). Удовлетворение требований возможно только при одновременном наличии обоих обстоятельств.

Судебная практика по семипалатинскому полигону

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 марта 2011 г. N 18-В11-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Гуляевой Г.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Лешевой Л.И., Лешева А.Н., Лешевой А.А., Лешевой О.А., Минаковой Ю.В., Сапрыкиной О.Н., Сапрыкина Е.Н., Овчинниковой Т.С., Вяткина В.И., Вяткиной Т.А., Киселевой Л.А., Киселева А.М., Кисилева А.А. к Управлению социальной защиты населения в Ленинградском районе Краснодарского края о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний в Семипалатинском полигоне, распространении социальных гарантий, и внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, по надзорной жалобе Управления социальной защиты населения в Ленинградском районе Краснодарского края на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 июня 2010 года, которыми заявленные требования удовлетворены.

Другие публикации:  Европейский кредитный банк отозвана лицензия

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., выслушав возражения Вяткина В.И., Дешевой Л.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 1957 по 1990 годы они проживали в населённых пунктах, которые подверглись радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем они имеют право на льготы, предусмотренные законодательством, однако ответчиком в выдаче удостоверений, являющихся подтверждением права на льготы, необоснованно отказано.

Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 июня 2010 года, заявленные требования удовлетворены. Суд постановил признать истцов подвергшимися воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 года по 1962 год с получением суммарной (накопительной) дозы облучения превышающей 25 сЗв (бэр), за ними признано право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 2 и 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и возложена обязанность по выдаче удостоверения единого образца как гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В надзорной жалобе Управления социальной защиты населения в Ленинградском районе Краснодарского края ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений со ссылкой на то, что судом первой и кассационной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.

По результатам изучения доводов надзорной жалобы Управления социальной защиты населения в Ленинградском районе Краснодарского края дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации 7 декабря 2010 года и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2011 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции — Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Ответчик в судебное заседание не явился, прислал заявление, в котором подержал доводы жалобы и просил рассмотреть дело в его отсутствие. Неявившиеся истцы, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом установлено, что истцы с 1957 по 1990 годы проживали в г. Усть-Каменогорске, Глубокинском, Уланском, Шемонаихинском районах бывшей Казахской ССР. Компетентным органом Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны в истцам были выданы соответствующие удостоверения, подтверждающие право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, как лицам, проживавшим в зоне повышенного радиационного риска.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт наличия у истцов суммарной эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), а именно от 7 до 35 сЗв (бэр), гарантирующей меры социальной поддержки, подтверждается справками государственного учреждения — Отдела занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска Казахстана и справками аппарата Акима Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с таким выводом суда судебных инстанций по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 г.г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).

В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.

Город Усть-Каменогорск, Глубоковский, Уланский и Шемонаихинский район Восточно-Казахстанской области не включены в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р.

Представленные истцами справки не могут свидетельствовать о наличии у последних суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства — Республики Казахстан на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, следует принять во внимание, что отмена состоявшихся судебных постановлений в порядке надзора приведет к нарушению принципа правовой определенности, который, как указал Европейский суд по правам человека, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено.

Правовая определенность подразумевает недопустимость повторного рассмотрения однажды решенного дела. Указанный принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.

Другие публикации:  Получают ли материнский капитал при усыновлении ребенка

С учетом изложенного, принимая во внимание, что решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2010 года вступило в законную силу 3 июня 2010 года и подлежит неукоснительному исполнению, достаточных оснований для отмены состоявшихся по данному делу судебных постановлений по доводам надзорной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 июня 2010 года оставить без изменения, надзорную жалобу Управления социальной защиты населения в Ленинградском районе Краснодарского края — без удовлетворения.

Дата опубликования: 27 июля 2011 г.

Краснодарский краевой суд

Судья – Гусихин Н.Я. дело «номер обезличен»

07 июля 2011 года город Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Перовой М.В., Цехомской Е.В.,

по докладу судьи Цехомской Е.В.,

при секретаре Казаковой Р.А.,

слушала в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам первого заместителя руководителя департамента социальной защиты населения по Краснодарскому краю Якуш В.В. и представителя управления социальной защиты населения в Крымском районе С.Г. Майбродской на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 13 мая 2011г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

Ходченко С.Л., Ходченко С.М., Ходченко А.С., Ходченко Е.С. и Старкова З.С. обратились в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Управлению соцзащиты населения в Крымском районе Краснодарского и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании права на льготы и предоставление мер социальной поддержки вследствие радиационного воздействия ядерных испытаний.

В обоснование требований истцы указали, что родились и проживали до 1994 года в г.Семипалатинске, бывшей Казахской ССР, расположенной в зоне повышенного радиационного риска из-за приближенности к Семипалатинскому полигону, на котором происходили испытания ядерного оружия. Как указывают истцы, вследствие испытаний ядерного оружия, проводившихся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном полигоне, они подверглись хроническому радиационному воздействию в течение длительного времени с эквивалентной дозой воздействия на население до 35 сЗв (Бэр) в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год и получили каждый суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (Бэр). Кроме того, право истцов на льготы, как пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, подтверждается их удостоверениями, выданным Ленинской районной администрацией г.Семипалатинска Республики Казахстан на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». С 1995 года истцы проживают в Краснодарском крае и являются гражданами Российской Федерации и с того времени они неоднократно обращались к ответчикам с заявлением о выдаче удостоверения установленного единого образца, подтверждающего отнесение их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Однако до настоящего времени удостоверение им не выдано.

Обжалуемым решением Крымского районного суда Краснодарского края от 13 мая 2011г. требования истцов удовлетворены в полном объеме.

В кассационных жалобах заместитель руководителя департамента социальной защиты населения по Краснодарскому краю Якуш В.В. и представитель управления социальной защиты населения в Крымском районе Майбродская С.Г. выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить. В обоснование жалоб указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя социальной защиты населения по Краснодарскому краю Захарова М.И., представителя управления социальной защиты населения в Крымском районе Майбродскую С.Г. поддержавших доводы жалоб, Ходченко С.М. и представителя Ходченко С.М. и соистцов Тонкова В.М., просивших решение суда оставить без изменения, проверив доводы кассационных жалоб, возражений на них, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 2 статьи 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что за истцами должно быть признано право на социальные гарантии и выдано удостоверение единого образца, как лицам, пострадавшим в результате ядерных испытаний.

Судебная коллегия полагает такой вывод суда преждевременным.

В соответствии со статьей 1 ФЗ от 10.01.2002г. 32- ФЗ « о социальных гарантиях гражданам, повергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 – 1963гг. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (Бэр) а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим ФЗ.

Возникновение права у граждан на меры социальной поддержки связано с тремя условиями: проживание в 1949-1963 года в соответствующем населенном пункте, включение населенного пункта в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждаемые Правительством Российской Федерации, получение суммарной (наколенной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (Бэр).

Перечни населенных пунктов утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10.02.1994г. №162-р и 15.02.1995г. №356-р. Перечни подготовлены в соответствии с расчетами доз облучения населения по методике МУ 2.6.1.015-93, утвержденной Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, то есть уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти (статья 7 Федерального закона от 9.01.1996г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»).

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. В подтверждение статуса этим гражданам выдаются удостоверения.

Порядок выдачи удостоверений определен приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 года № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Во исполнение указанного Порядка, постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.03.2010г. №212 «Об уполномоченном органе по рассмотрению документов граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» в департаменте социальной защиты населения Краснодарского края создана комиссия по рассмотрению документов граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которая является коллегиальным органом департамента.

Комиссия осуществляет проверку документов, представленных гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и принимает решение о включении (об отказе включения) граждан в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Выдачу удостоверений осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из материалов дела следует, что в городе Семипалатинске Республики Казахстан проживали: Ходченко С.М. с ноября 1964 года по июнь 1994 года, Ходченко С.Л. с января 1962 года по ноябрь 1981 года, с декабря 1983 года по февраль 1994 года, Ходченко А.С. с июля 1986 года по июнь 1994 года, Ходченко Е.С. с марта 1993 года по июнь 1994 года, Старкова З.С. с июня 1962 года по апрель 1975 года, с августа 1978 года по июнь 1994 года.

Комиссией было принято решение отказать Ходченко С.М. и другим о включении в реестр учета граждан, поскольку представленные ими документы не соответствуют требованиям Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Населенный пункт, где проживали Ходченко СМ., Ходченко С.Л., Ходченко А.С., Ходченко Е.С., Старкова З.С., не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в частности, бывшей Казахской ССР, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р. Включение населенного пункта в указанный перечень осуществляется на основании научно-обоснованных данных, учитывающих радиационное влияние на его жителей.

При этом судом было правильно установлено, что само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин мог подвергнуться радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, а статус лица, претендующего на получение мер социальной поддержки должен быть определен с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.

Таким образом, на истцов могут быть распространены соответствующие меры социальной поддержки только в случае подтверждения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получения суммарно (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Вместе с тем, в качестве основания для установления мер социальной поддержки истцами были представлены справки, выданные администрацией города Семипалатинска Республики Казахстан, содержащими ссылку на Закон Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Республика Казахстан является суверенным государством, вправе закреплять законодательно любые нормы. Однако принять за достоверные доказательства сведения указанные в справке, выданной в соответствии с Законом Республики Казахстан, и предоставить в Российской Федерации на основании этой справки меры социальной поддержки, было бы возможно при наличии соответствующих международных договоров.

Другие публикации:  Стоимость страховки на автомобиль в 2018 году осаго в росгосстрах

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом при вынесении решения не принято во внимание, что международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не существует.

Таким образом, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства — Республики Казахстан на территории Российской Федерации.

Кроме того, доза облучения, указанная в данной справке, была определена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно статье 13 Конвенции от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» государствами-участниками данной Конвенции, обеспечивается лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Кроме того, названная Конвенция распространяется только на транснациональные отношения – возникающие на территории одного государства, но затрагивающие права граждан и жителей других государств.

Конвенция не дает гражданам РФ права требовать на территории РФ предоставления им мер социальной поддержки, установленных законодательством Республики Казахстан.

Суд указанные обстоятельства не проверил и не дал им правовой оценки.

Вместе с тем, установление данных обстоятельств необходимо для правильного разрешения настоящего дела и вынесения решения, отвечающего требованиям закона.

Таким образом, суду первой инстанции при разрешении заявленных требований в целях соблюдения прав и законных интересов сторон следовало принять решение в зависимости от результата установления данных обстоятельств.

На основании части 1 статьи 362 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таким образом, решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 13 апреля 2011 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела не могут быть установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия лишена возможности вынести новое постановление, в связи с чем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения и принять законное и обоснованное постановление.

Руководствуясь статьями 361 – 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Кассационные жалобы первого заместителя руководителя департамента социальной защиты населения по Краснодарскому краю Якуш В.В. и представителя управления социальной защиты населения в Крымском районе С.Г. Майбродской удовлетворить.

Решение Крымского районного суда Краснодарского края от 13 мая 2011г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

О выплатах гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

В сентябре 2016году мы переехали с семьей по программе переселения с Восточно-Казахстанской области (г.Усть-Каменогорск) на территорию РФ. Когда мы обратилась в орган сферы социальной защиты населения по поводу ежемесячной денежной выплаты гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, нам сказали что якобы ваш населенный пункт не входит в перечень населенных пунктов (утвержден распоряжением правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. № 356-р)население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв. Но следует заметить, что 03 мая 1997 г произошло объединение Семипалатинской области в Восточно-Казахстанскую область. И я сотрудникам не могла доказать, они ссылаются на распоряжение правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. № 356-р. У нас документы все имеются с г.Семей (Семипалатинск). И еще, я работаю в государственном учреждении бухгалтером, мне какие-то выплаты положены с ФСС? Или только дополнительный отпуск 14 дней?

Ответы юристов (1)

Нередко граждане РФ интересуются, относится ли к числу подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне тот или иной район и, соответственно, его жители к числу пострадавших. Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне продолжает действовать в редакции распоряжений правительства РФ № 156-р от 08.02.2002 г. и № 356-р от 15.03.1995 г. Возникает вопрос: Что нужно предпринять, чтобы получить гарантируемые Законом Российской Федерации льготы .

Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам.
В перечень документов, как минимум, входят Полигонное удостоверение Республики Казахстан и Справка о дозе полученного радиационного облучения Где и как получить Полигонное удостоверение? Получить Полигонное удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, имеют право граждане (где бы они не проживали в данный момент), которые не только родились, но и проживали в Семипалатинском регионе с 1949 по 1990 гг. Для получения полигонного удостоверения необходимо сделать запрос с подробной информацией и копиями документов (заверенные нотариально): на имя начальника Отдела занятости и социальных программ г. Семей.
Справку о дозе радиационного облучения получаем нa основании присланного Полигонного удостоверения

Как получить справку о дозе радиационного облучения . Необходимо написать запрос на имя директора Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии. К запросу приложить копии документов, заверенных нотариально.
Гражданам РФ гарантируются установленные Законом РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСвозмещение вреда, причиненных их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

На основании Закона Однако выплаты и льготы, назначенные гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также приравненным к ним гражданам, не производятся и не предоставляются вообще либо несвоевременно и без надлежащей индексации, в связи с чем, они вынуждены добиваться выплаты компенсаций за вред, причиненный их здоровью, и предоставления предусмотренных законодательством льгот в судебном порядке.
При получении Полигонного удостоверения и Справки о дозе радиационного облучения , которые на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (статья 13, пункт 1 — 2) имеют в Российской Федерации юридическую силу, можно готовить и подавать заявление в Органы социальной защиты по месту жительства.

Согластно Федеральному закона N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года ваше заявление Органы социальной защиты должны рассмотреть в течении 30 дней. Если этого не произошло, то можно смело обращаться в суд на Органы социальной защиты за действие или бездействие на основании Федеральному закона N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года
Органы социальной защиты, на основании вашего заявления, переправят ваши документы в Министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС для принятие решения о включении вас в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне или отказе включения, ссылаясь на Приказ МЧС N 540 РФ от 18 сентября 2009 г.»

Удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.
Вам пришел отказ о включении вас в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и если вы правы в своих требованиях, на включени вас в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне , собирайте документы для подачи Искового заявления в суд на Органы социальной защиты и Министерство по чрезвычайным ситуациям
Примеры заявлений из судебной практики помогут вам при написании собственного заявления.
Анализируя материалы из судебной практики , а так же Определения Конституционных судов РФ делаем вывод, что в большенстве случаев государство не очень хочет платить по долгам, но есть и положительные решения судов.

Всё зависит от Вашего терпения, настоичивости, а так же индивидуальных способностей. Не бойтеся ссылаться на Федеральные законы и положительные решения судов. Докажите суду , как это не странно , что Вы действительно являетесь подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне , приложив при этом все нормативные документы и справки, и удача Вам улыбнется . http://povolgie16rus.ru​

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.