Существует союзное гражданство

25.06.2018 Выкл. Автор admin

Двойное гражданство: ничего нового, но тон изменился

На днях Госдума приняла во втором чтении поправки к действующему закону «О гражданстве Российской Федерации». Некоторые поправки относились к статье 3 закона, трактующей вопросы двойного гражданства. Это дало некоторым СМИ повод объявить, что с принятием этих поправок якобы произошел некий прорыв — дескать, Дума наконец признала право россиян на двойное гражданство.

На самом деле ничего принципиально нового не произошло. Институт двойного гражданства признавался и в прежней редакции закона. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к части 2 статьи 3 прежней редакции, где говорилось: «Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации».

Другой вопрос, что несколько изменились интонации закона. Ранее акцентировались, так сказать, запретительные моменты. Так статья 3 начиналась с части 1, гласившей: «За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». Теперь часть 1 статьи 3 звучит следующим образом: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства, то есть двойное гражданство, в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Однако норма, в которой говорилось, что двойное гражданство гражданина РФ признается только при наличии соответствующего межгосударственного соглашения, никуда из закона не делась. Она лишь перекочевала из первой части статьи в часть четвертую и повторяет прежнюю редакцию.

Так что граждане РФ из числа обладателей, например, американских, израильских или немецких паспортов по-прежнему могут сколько угодно размахивать своими заграничными «корочками» — в России это ни на кого не подействует. Соглашения о признании двойного гражданства Россия на данный момент имеет только с двумя странами — Туркменией и Таджикистаном. Ну, еще, естественно, есть союзная нам Белоруссия, с которой у нас, согласно договору, есть некое общее союзное гражданство.

Таким образом, лишь счастливые обладатели туркменского или таджикского паспортов, оказавшись, скажем, в российском милицейском участке, могут с полным правом требовать встречи со «своим» консулом. Хотя неизвестно, как отреагируют наши стражи порядка на подобное требование. Реакция может быть самой непредсказуемой. Может, лучше и не пробовать.

Заключения же соглашения о двойном гражданстве с какой-нибудь другой, помимо Туркмении и Таджикистана, страной СНГ ожидать не приходится. Не говоря уже о США или там Израиле.

Но все же: тональность законодательства меняется. И это уже неплохо.

Страна, бегущая от граждан

6 февраля 1992 года. Этот черный день до сих пор аукается сотням тысяч соотечественников. К 25-летию вступления в силу Закона «О гражданстве РФ»

Где вы были 6 февраля 1992 года? От такого вопроса не застрахован никто. А от вашего ответа будет зависеть, оставит ли чиновник по полицейскому ведомству вам ваши гражданские права или лишит вас их напрочь. Поскольку ваша уверенность в том, что вы гражданин России, мало чего значит. Решать это — ​гражданин вы или нет — ​чиновнику.

Сходите на сайты региональных судов. Просто наберите в поисковиках «6 февраля 1992 года». На вас вывалятся сотни дел и тысячи вопросов о том, что это за загадочная дата и что делать в связи с заданным вопросом.

Четверть века назад, 06.02.92, вступил в силу Закон «О гражданстве РФ», разделивший нас на граждан и неграждан России. К гражданам России автоматически отнесли тех, кто на 06.02.92 имел в России постоянную прописку. Потом появился еще один закон о российском гражданстве, но суть не поменялась: если вы хотели признания себя гражданином РФ, вам следовало ухитриться как-то доказать в миграционной службе (сейчас — ​в полиции) факт своего проживания в России на 06.02.92.

Это черный день для миллионов. Эта дата до сих пор хватает за пятки и ломает жизнь. И будет хватать. Кампания по проверке гражданства продолжается. И отменить ваше гражданство могут в любой момент: срок давности не установлен.

Сотни тысяч — ​скажем мягко, хотя на самом деле, видимо, миллионы — ​граждан России по крови (по родителям) или по почве (рожденных в России), в начале 90-х живших в бывших союзных республиках или просто не имевших штампа в паспорте о постоянной прописке в России, оказались перед выбором: доказывать что-то о себе российской бюрократической машине — ​или плюнуть. Доказали немногие, за бортом российского государства осталось народа куда больше. Там, за бортом, и по сей день бултыхаются тысячи тех, кто фактически является гражданином России, но чье фактическое гражданство самим государством не признается.

Органы обязаны всего лишь выправить вам документы, если у вас гражданство по крови или по почве. Но нет, они предлагают процедуру не оформления, а «приобретения» гражданства, они берутся принимать вас в гражданство, обставляя это условиями.

Даже если вы сроду никуда из России не выезжали, вы в зоне риска, если на 06.02.92: учились в другом городе, служили в армии, просто переезжали с места на место, женились или выходили замуж, сидели в декрете с ребенком, путешествовали, просто безалаберно относились к институту прописки.

С первой половины нулевых и по сей день при любом обращении в паспортный стол, при обмене ли паспорта по возрасту, порче его или утрате, оформлении паспорта ребенка, загранпаспорта, вы рискуете услышать, что гражданином РФ вы не являетесь, ваш паспорт гражданина РФ недействителен.

У вас просто «изымают» ваше гражданство. Будто это возможно. Будто возможно отказать вам в предках, месте рождения, отказать вам в вашем росте, цвете глаз, группе крови, темпераменте. Будто канцелярское племя способно управлять элементарными частицами, из которых мы, все вокруг состоит. Будто чиновники по полицейскому ведомству призваны не фиксировать движение первичных крови и почвы, а ими командовать.

Ну а далее — ​по процедуре. Тратить жизнь на доказывание, что вы — ​это вы, и эти осины вам родные.

Притом что еще раз: полномочий не признавать коренных россиян гражданами РФ у органов исполнительной власти нет, и нет таких законов, на основании которых они могли бы это делать.

Никаких процедур лишения гражданства вовсе нет, совсем, от него вы можете отказаться только по своей личной воле. Притом что по закону 2002 года гражданами РФ являются все, кто имел гражданство РФ на день вступления в силу этого закона. Притом что документы, выданные по тому закону, что вступил в силу 06.02.92, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом. Факты же использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений, в котором вдруг вас могут обвинить, устанавливаются исключительно в суде.

Однако территориальные органы ФМС выносят решение, а уж вам предлагается доказывать, что вы не верблюд. Можете идти в суд, да.

На какое-то время, а то и навсегда, вы зависаете без паспорта, а значит, и без каких-либо прав — ​на свободу передвижения, медпомощь, работу, избирать и быть избранным и т.д. Тяжесть еще и в том, что, если у вас дети, они тоже автоматически становятся подозреваемыми и вполне могут вслед за вами стать изгоями.

Вот лишь несколько дел.

  • С. Мусатов родился в Москве, уехал в Латвию в 84-м, вернулся в 91-м, прописался в июне 92-го, т.е. после 06.02.92. Признавать за ним гражданство РФ отказались. После того как делом занялся прокурор Москвы, паспорт выдан, поскольку Мусатов — ​гражданин РФ по рождению.
  • В 2009 году за один час вышибли из Барнаульского юринститута МВД подполковника милиции и кандидата юрнаук О. Каленицкого: выяснилось вдруг, что на 06.02.92 он учился в Харькове. Эта подробность никогда никого не интересовала, но он (с доступом к гостайне, образцовым послужным списком в армии, а затем милиции) обратился за оформлением загранпаспорта. Суд офицер выиграл. (Позже мне рассказывали, что весь личный состав отдельных подразделений обязывали представлять справки, подтверждающие факт прописки в РФ на 06.02.92; получалось не у всех).
  • Вот образцовые вердикты — ​Боровичского райсуда Новгородской области и затем кассационное определение облсуда по делу А. Вагина. УФМС отказалось выдать ему паспорт. Установив тот факт, что он — ​гражданин РФ по рождению, суд даже не стал интересоваться, где Вагин был 06.02.92. Абсолютно справедливо: кому какое дело, где находился или прописывался российский гражданин? Какое это может иметь отношение к установленному факту его гражданства? Суды указали УФМС, что оно требовало эти документы — ​о месте пребывания на 06.02.92 от Вагина — ​неправомерно. И — ​обязали выдать паспорт.
  • Вот пара дел — ​из последних — ​известной калужской правозащитницы Л. Жировой. Благодаря ее усилиям тоже появляются справедливые и законные судебные решения. В. Жученко сдал паспорт на обмен в связи с 45-летием. И услышал: его он получил «с нарушением установленного порядка». Родился в 1970-м на Украине, в 1990 году призван в ряды Советской армии, проходил срочную в Германии до мая 1992 года, дембель — ​в 94-м. Снова прописывался-выписывался то на Украине, то в России — ​с советским паспортом, в 99-м «документирован российским паспортом». В 45 лет выяснил, что «гражданство РФ у него отсутствует». Матвеево-Курганский райсуд встал на сторону УФМС. Ростовский облсуд 3 августа 2016 года отменил решение райсуда и признал действия УФМС незаконными.
  • Уроженка Узбекской ССР, 1963 года рождения, В.Соловьева приехала в РФ в 1995 году, в 2001-м получила взамен советского паспорта паспорт гражданки РФ. В 2008-м по достижении 45-летия выдали новый. И в следующем году признали, что выдали «необоснованно». Центральный райсуд Воронежа 20 августа 2015 года занял сторону УФМС. 8 декабря того же года Воронежский облсуд отменил решение коллег и признал незаконным решение УФМС области от 21 мая 2009 года в отношении паспорта Соловьевой. Аргументация проста: отец Соловьевой родился в 1930 году в Башкирии, и данных, свидетельствующих о прекращении им гражданства РФ, в материалах дела нет. Следовательно, и его дочь является гражданкой РФ «по праву крови».
Другие публикации:  Заявление об обеспечении иска в арбитражный суд

Перечисляю лишь те дела, где судьи имеют представления о Конституции и законодательстве. Об определениях Конституционного и Верховного судов, в коих разъясняется, что лица, имевшие российское гражданство по рождению, не утрачивают его в силу автоматического принятия гражданства стран СНГ и в силу проживания за пределами России.

Но решений-то судов с противоположным исходом гораздо больше!

Петр Саруханов / «Новая»

  • Вот два одинаковых по фактуре дела с противоположным финалом. М. Мусихина родилась в России, переехала на Украину в 1987-м, вернулась в 2001-м. Раз на 06.02.92 в России ее не было, ПВС отказала в выдаче паспорта. В суд обратился прокурор в Нижнесергинском районе Свердловской области, и суд обязал ПВС выдать паспорт, поскольку Мусихина — ​гражданка РФ по рождению, и никто ее лишить гражданства не может. Только если сама того не захочет.
  • И делоН. Коверник. В «Новой газете» о нем — ​сериал: № 131 за 2011 год, № 105, 134, 141 за 2016-й. Тоже родилась в России, тоже уехала на Украину (только в 1991-м, но здесь это не важно), тоже вернулась в 2001-м. Однако ее гражданкой России не признали и не признают.

Депортации русских не будет. Россия отменяет массовую высылку нелегалов, которая могла начаться уже весной

Редакция получила ответ на запрос от начальника ГУВМ (Главного управления по вопросам миграции) МВД РФ Ольги Кирилловой. «Поскольку на 6 февраля 1992 г. Коверник Н.В. на территории РФ не проживала, она не может быть признана приобретшей гражданство РФ в соответствии с указанной нормой Закона». Речь — ​о том самом законе, вступившем в силу 06.02.92. Все правильно, Коверник гражданство по этому закону не приобретала. Зачем? Она его и не теряла. Далее: «… она вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство». А куда делось ее российское гражданство, данное ей с рождения в России?

Ответ Главного управления по вопросам миграции на запрос «Новой»

Конституционное право Коверник на изменение гражданства присвоили чиновники. Гражданство, по сути, изъяли. ПВС, потом ФМС, теперь ГУВМ МВД.

Официальная «отписка» из «дела Коверник». Родиться и жить в России недостаточно для того, чтобы быть ее гражданином

Зачем все вот так устроено, и не пытайтесь понять. В 2005 году, когда Дмитрий Рогозин еще не служил вице-премьером, а шел на выборы в Мосгордуму под флагом партии «Родина», он рассказывал: «Вы знаете, у нас вот были случаи реальные — ​именно из-за такого либерального законодательства, когда по закону о гражданстве на Дальнем Востоке была установлена бабушка, 1904 года рождения, которая в течение одного 2002 года 84 раза вышла замуж за молодых китайцев». Но дальневосточным бабушкам все эти годы ничего не мешало выходить замуж, как и прежде. Сейчас вот только те китайцы, кому здесь что-то еще было бы интересно, кончились: на родине они зарабатывают больше.

Китайцы и не заметили, что это было против них. А русские люди мучаются.

Так, может, это «6 февраля» просто потому, чтобы нам жизнь медом не казалась? Ведь государство не для того, чтобы наши проблемы решать, оно как раз для того, чтобы их создавать?

Или никакой злокозненности, и это лишь качество российских законодателей, неспособных написать закон без многообразия его истолкований? И нужен теперь новый закон, в котором четко прописать, что непризнание гражданства России за россиянами по крови и по рождению — ​это государственное преступление? Или дело в качестве исполнителей?

Вероятно, это всего лишь рядовое проявление одной из сущностей российского государства. С его желанием осчастливить всех вовне, с раздачей российских паспортов иностранцам, с борьбой за права человека во всем подлунном мире. И — ​полным пренебрежением к российским «неграм» (негражданам), «глотавшим пыль» у ПВС, затем контор ФМС, а теперь «глотающим» у управлений по вопросам миграции.

Это не Средние века, и это не воплощенная антиутопия, это что-то из «особого пути», это наше, отдельное, когда для того, чтобы купить билет на поезд или самолет, тебе требуется доказать государству, что ты был в правильном месте в далекий день 6 февраля 1992 года… На следующий, кстати, 7 февраля 1992-го, в голландском Маастрихте был подписан «Договор о Европейском союзе». Свободы передвижения людей, капиталов, товаров получили в Европе приоритет над национальными законодательствами.

Мнение эксперта

— Трагедия нашей страны в том, что исполнение главнейшего закона было отдано самому разложившемуся ведомству, имевшему самых низкоквалифицированных и плохо оплачиваемых работников. Вот и принялись вчерашние выпускники школ милиции торговать госуслугами, вносить в законы такие поправки, что стыдно читать. А уж как комментируют иные начальники свои действия! Вот выдержка из ответа на антикоррупционную резолюцию врио начальника (на тот момент) ГУВМ МВД России Д.П. Демиденко: «Предложение провести просветительскую акцию, посвященную 100-летию Российской Республики и института гражданства России, также не может быть поддержано, так как Российская Федерация не является правопреемником как Российской Империи, так и Российской Республики, провозглашенной Временным Правительством».

Ссылаясь на принципы гражданства РФ, Демиденко демонстрирует вопиющую некомпетентность и незнание истории России, которой должен служить. Сравните «постулат» Демиденко с преамбулой действующего Закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 г. 99-ФЗ (в ред. от 31.05.02): «Российская Федерация — ​есть правопреемник и правопродолжатель Российского Государства, Российской Республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

Институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности».

Если московские начальники допускают такие вольности, то чего ждать от региональных? Красноярская миграционная начальница З.В. Грудина, которая более 10 лет не может определить гражданство сибирячки Натальи Коверник, чванливо отвечает мне и полпреду президента в Сибирском федеральном округе: «Общественные, и иные (синтаксис, орфография автора) организации неправомочны определять наличие или отсутствие у иностранных граждан гражданства Российской Федерации, выносить заключения об определении гражданства».

Как понимаете, к иностранцам начальница причисляет уроженку Красноярска, никогда не прекращавшую своего российского по рождению гражданства.

Не наша вина, что у государственных рулей скопилось слишком много «полномочных митрофанушек». Они, по-видимому, плохо учили историю, литературу, но хорошо освоили математику. Особенно в части увеличения госпошлин, сроков рассмотрения документов и взимания мзды за свои полномочия.

Говорят, что в России две беды — ​дураки и дороги. К этим добавилась третья — ​деньги. На что-то путное их вечно не хватает, а на бесконечные игры в полномочия, бумаготворчество и имитацию работы — ​сколько угодно.

Институт (единого) союзного гражданства в международном публичном праве

(Шматова Е. С., Карпова В. А.) («Международное публичное и частное право», 2012, N 5) Текст документа

ИНСТИТУТ (ЕДИНОГО) СОЮЗНОГО ГРАЖДАНСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ

Е. С. ШМАТОВА, В. А. КАРПОВА

——————————— Shmatova E. S., Karpova V. A. Institute of a (unified) federal citizenship in international public law.

Шматова Елена Сергеевна, доцент кафедры теории государства и права и отечественной истории факультета инноватики и организации производства Южно-Российского государственного университета (Новочеркасского политехнического института), кандидат философских наук.

Карпова Виолетта Александровна, студентка IV курса по специальности «Юриспруденция» Южно-Российского государственного университета (Новочеркасского политехнического института).

Статья посвящена гражданству Союза Беларуси и России. Представлены различные точки зрения по определению и необходимости единого гражданства в международном публичном праве. Выделяются условия правового состояния союзного гражданства. Авторами отмечается важность принятия единого союзного правового акта по вопросам союзного гражданства. Делаются выводы о сформированности института союзного гражданства. Отмечаются проблемы по пути его оформления и дальнейшей интеграции Российской Федерации и Беларуси.

Ключевые слова: гражданство в международном публичном праве, союзные государства, гармонизация законодательства.

Article is devoted to nationality of the Union of Belarus and Russia. The various points of view by definition and need of uniform nationality for the international public law are presented. Conditions of a legal condition of allied nationality are allocated. Authors note importance of adoption of the uniform allied legal act concerning allied nationality. Conclusions about a sformirovannost of institute of allied nationality become. Problems by the way of its registration and further integration of the Russian Federation and Belarus are noted.

Другие публикации:  Заявление больничный во время отпуска

Key words: citizenship in international public law, union states, harmonization of legislation.

Институт единого (союзного) гражданства в международном публичном праве появился и существует с момента образования Союза Беларуси и России. Однако институт союзного гражданства в современной юридической литературе следует отнести к числу актуальных и недостаточно разработанных вопросов. Тому есть свои причины. В их числе, во-первых, многообразие дефиниций российского гражданства, во-вторых, неопределенность в статусе самих международных организаций, в-третьих, неоднозначное отношение российских и зарубежных ученых к надгосударственному гражданству — как к его существованию, так и к определению его понятия. Например, У. Прейсс , оценивая европейское гражданство, назвал его «патетическим термином с патетическим оттенком» и подчеркнул, что понятие «европейское гражданство» по-прежнему остается неясным и неопределенным, подчас коллизионным. В юридической литературе российское гражданство традиционно рассматривается как первый из элементов в системе основ правового положения личности в государстве, и представление о нем формируется преимущественно с этих позиций. И тем не менее при столь однозначном подходе сформулировано и существует достаточное количество определений данного понятия, как в юридической доктрине, так и в сфере гуманитарных наук в целом. ——————————— Прейсс У. К. О концепции европейского гражданства // Российский бюллетень по правам человека. М., 1996. Вып. 8. С. 129 — 137.

Трудно не согласиться, к примеру, с А. Г. Хабибулиным и Р. А. Рахимовым, которые утверждают: «Будучи объективно существующей политико-правовой связью с государством, гражданское состояние личности представляет собой в то же время и субъективное отображение данной связи, личностную оценку индивидом своей принадлежности к определенному государству. Оно предполагает непременную субъективацию индивидами и их группами всей системы объективно существующих взаимоотношений индивида и государства, их осознание и признание» . С точки зрения представленной позиции можно говорить о взаимосвязи личности и государства и об осознании своего фактического и юридического состояния личности в данном государстве. ——————————— Хабибулин А. Г., Рахимов Р. А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. 2000. N 5. С. 5.

Однако в юридической доктрине есть иное мнение, утверждающее, что «установление гражданства Союзного государства символично». Институт гражданства Союзного государства России и Белоруссии предусматривает равенство гражданских прав в двух государствах. Как известно, гражданство является категорией, присущей единому государству. Поэтому союзное государство — это нечто большее, чем традиционное международно-правовое объединение; Россия и Белоруссия стали на путь создания в перспективе более прочного объединения — федеративного государства . Исходя из данной точки зрения, союзное гражданство есть категория так называемого переходного периода по пути формирования федеративного государства, оформляющего отношения России и Беларуси. ——————————— Миронов В. О. Институт гражданства Союзного государства // Гражданин и право. 2006. N 2.

Тем самым противоречивость процедур решения вопросов приобретения союзного гражданства, недостаточная правовая их урегулированность, множественность фактов нарушения и ущемления прав иноязычного населения на территориях бывших республик СССР не только актуализируют проблемы гражданства, но и требуют весьма осторожных, квалифицированных и научно обоснованных подходов к их решению. Гражданство союзного государства, как и другие его признаки, имеет единые исторические и социальные корни обеих стран, обусловлено общностью социальной структуры, экономических укладов и принципов организации экономических отношений в современный период, общностью религии и идеологии и т. д. И как явление, свидетельствующее о юридической и фактической связи каждого человека, жителя той и другой страны с новым государством. Прежде всего понимание гражданства неотделимо от социальной деятельности людей, от способов бытия, от существа всей совокупности отношений, в которых участвует индивид и от которых зависит уклад его жизни. Именно гражданство способно придать союзному государству статус государства, а не международной региональной организации. Поэтому в документах, регламентирующих развитие сотрудничества России и Беларуси, вопросы гражданства рассматриваются с позиции дальнейшей интеграции отношений этих стран. Также особая актуальность в создании института единого гражданства необходима для создания единого правового пространства страны в целом и по вопросам правового положения личности, в том числе для сближения национальных правовых систем, а затем для гармоничного функционирования всех элементов системы власти Союзного государства. Первые упоминания о союзном гражданстве содержатся в Уставе «Союза Беларуси и России» от 23 мая 1997 г. (ныне утратившем свою силу). Данный документ в ст. 2 определяет, что каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь является одновременно гражданином Союза. Нормы о гражданстве конкретизировались ст. 18 Устава, в которой говорилось о том, что наличие у гражданина Российской Федерации и гражданина Республики Беларусь гражданства Союза не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства соответствующего государства — участника Союза . Также гражданину Союза предоставлялись дополнительные права на: свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории Российской Федерации и территории Республики Беларусь с соблюдением правил, установленных законами этих государств в отношении отдельных районов и местностей; защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства — участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства — участника Союза на тех же условиях, что и граждан этого государства; участие в управлении делами Союза; на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства — участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства . ——————————— Устав Союза Беларуси и России (совершено в Москве 23.05.1997) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3596. Там же.

Следовательно, можно выделить следующие прерогативы союзного гражданства: 1) предоставление дополнительных прав; 2) участие в управлении делами Союза; 3) владение, пользование, распоряжение имуществом на территории Союзного государства. Как видно, в Уставе сделана попытка создания равных условий с учетом национальных особенностей законодательства для граждан Союза, что способствует реализации прав, свобод в пределах Союза. Следует учитывать, что союзные гражданские права предполагают и высокую степень ответственности участников Союзного государства. В том смысле, что для россиян и белорусов необходимо обеспечить общий блок социальных гарантий . ——————————— Что мешает установить союзное гражданство // Союзное вече. 2008. Сентябрь.

По мнению В. О. Миронова, принципиальным шагом должно стать принятие Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь идентичных систем государственных минимальных социальных стандартов и унифицированных кодексов о труде. Одной из главных целей Союзного государства является повышение уровня жизни народа и создание условий для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому гражданам России и Белоруссии должны быть предоставлены равные права в трудоустройстве, оплате труда, получении образования, медицинской помощи, обмене жилых помещений, приобретении в собственность, а также во владении, в пользовании и распоряжении имуществом. Необходимо выработать порядок реализации этих прав . Для реализации упомянутых выше прав граждан Союзного государства целесообразно обеспечить социальные основы деятельности Российского государства, сделав приоритетной его социальную функцию. ——————————— Миронов В. О. Указ. соч.

Важную роль в укреплении отношений между Россией и Беларусью сыграл Договор от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства», ратифицированный Российской Федерацией в 2000 г. . Согласно Договору Российская Федерация и Республика Беларусь, движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г., Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 г., договорились о создании Союзного государства, которое ознаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. И хотя признаки нового государственного Союза просматриваются не совсем отчетливо, данный документ, подводя итоги предыдущих этапов развития сотрудничества двух стран, открывает новую страницу в правовом оформлении их взаимоотношений и выводит отношения двух государств на более высокий уровень. ——————————— Договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 786.

Новый облик отношений между Россией и Беларусью концептуально формируется на базе лучших исторических традиций и включает создание и утверждение сущностных признаков нового государства, формы его правления, формы государственного устройства, такого типа государственно-политического режима, который устраивал бы объединяющиеся стороны. Однако главным фактором, предопределяющим юридическую природу Союзного государства, следует считать создание основ такого правового режима жизнедеятельности человека, который отвечал бы международным стандартам в этой области и выражал бы волю народов России и Беларуси. Первичная правовая база для решения вопросов гражданства уже имеется. Она включает нормы международных деклараций, договоров, соглашений, конвенций о правах человека и непосредственно по вопросам гражданства, практику решения подобных вопросов странами Европейского союза, опыт сотрудничества государств — участников СНГ в обозначенной сфере и серию двухсторонних и многосторонних соглашений и договоров, заключенных в рамках СНГ по вопросам гражданства, таких как Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. , Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. , Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г. и т. д. ——————————— Европейская конвенция о гражданстве (ETS N 166) (рус., англ.) (Страсбург, 6 ноября 1997 г.). Россия подписала Конвенцию 6 ноября 1997 г. (распоряжение Президента Российской Федерации от 06.11.1997 N 456-рп). Конвенция вступила в силу 1 марта 2000 г. Конвенция не вступила в силу для России на 25 января 2011 г. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. N 5. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, от 12 апреля 1930 г. // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права. 1996. Т. 1. С. 223 — 230.

Другие публикации:  Доверенность на сопровождение ребенка на самолет

С преобразованием Союза Беларуси и России в Союзное государство соответственно несколько видоизменилось и содержание правового статуса гражданина Союзного государства. Например, правоспособность гражданина Союзного государства расширилась за счет наделения его следующими политическими правами: правом избирать и быть избранными в парламент Союзного государства и назначаться на должности в органы Союзного государства (п. 7 ст. 14 Договора о Союзном государстве), а также правом на создание союзных общественных объединений (п. 7 ст. 14 Договора о Союзном государстве) . Законодательное закрепление указанных прав в межгосударственном договоре, который был ратифицирован органами государственной власти обоих государств, еще раз подчеркнуло приверженность лидеров двух государств предоставить гражданам государств — участников Союзного государства всю полноту социальной и гражданской правосубъектности, что наглядно продемонстрировано в ст. 16 Договора о Союзном государстве, предусматривающей учреждение на территории Союзного государства Комиссии по правам человека, в чью компетенцию будут входить содействие реализации и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства . ——————————— Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 786. Малумов А. Ю. Институт союзного гражданства в системе конституционного права // Национальные интересы. 2004. N 4. С. 59.

Нельзя не согласиться с мнением М. А. Кожановой о том, что «введение института гражданства Союза… позволяет отойти от неестественного положения, при котором граждане России и Беларуси воспринимались бы на территории второго государства в качестве иностранцев. Введение союзного гражданства позволит решить весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением единого статуса граждан Беларуси и России, упрощенного порядка приобретения гражданства другой стороны и т. д. Введение союзного гражданства никак не влечет умаления прав, уже гарантированных своим гражданам договаривающимися сторонами, и не освобождает их от обязанностей» . Данная точка зрения позволяет утверждать необходимость дальнейших интеграционных процессов на постсоветском пространстве, которые в нынешнем столетии вышли на иной уровень. Конечно, единое гражданство предполагает не только его позитивные последствия, но и наличие обязанностей и неотвратимость наступления юридической ответственности в случае их ненадлежащего исполнения или неисполнения. Так, с правом на участие в управлении делами Союзного государства корреспондирует обязанность защищать его интересы. ——————————— Кожанова М. А. Еще раз к вопросу о двойном гражданстве // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000. С. 194 — 207.

Гражданство как правовой институт, как совокупность правовых предписаний обеспечивает нормативное оформление принципов, условий, способов существования каждого человека в новом государстве и составляет правовую базу, объективно необходимую для обеспечения жизнедеятельности каждого индивида, а также для функционирования всего общества и созданного им государства. Договором в ст. ст. 14, 15, 16 установлены общие положения о гражданстве Союзного государства . Например, особый интерес вызывает положение п. 9 ст. 14, в котором говорится, что «до введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств-участников, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательством государств-участников и международными договорами» . ——————————— Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 «О создании Союзного государства». Там же.

Хотя новые положения о гражданстве по сравнению с Уставом 1997 г. более конкретизированы, проблемы и сложности реализации не были до конца решены и в данных статьях, а наоборот, поскольку механизм приобретения союзного гражданства и документальное его подтверждение данными статьями не урегулированы, так как договор не регламентирует процедуру получения союзного гражданства, а сложившаяся практика по данному вопросу отсутствует. Следует также учитывать, что не установлено, но вытекает из существующих обстоятельств тот факт, что обладание союзным гражданством не создает ситуации двойного гражданства, т. е. граждане России не становятся в рамках Союзного государства одновременно гражданами Белоруссии, и наоборот; в период пребывания на территории Белоруссии граждане России не считаются гражданами Белоруссии, а граждане Белоруссии в период пребывания на территории России не считаются гражданами России. Итак, перечень проблем союзного гражданства можно считать открытым, но основной из них можно выделить то, что представлены к объединению субъекты с разной формой государственного устройства: Беларусь — унитарное государство, Россия — федерация. Каким окажется влияние формы государственного устройства каждой из объединяющихся сторон на решение вопросов гражданства, а также на обустройство иных государственно-правовых институтов, пока неясно. На данный момент очевидно, что для реализации союзного гражданства требуется внести изменения в конституции России и Беларуси, необходимо принятие новых законов или новых редакций законов о гражданстве, а также обновление всех норм Союзного государства. Так, В. Крук, член Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ полагает, что в настоящее время не существует препятствий законодательного оформления союзного гражданства. «Исторические корни, историческая память, наше духовное родство — все это делает нас не просто соседями, а родными, близкими народами, чье прошлое, настоящее и будущее было и останется неразрывным. А преодолеть все препятствия поможет прежде всего политическая воля руководителей государств. Ведь народы Беларуси и России давно уже сделали свой взвешенный, осознанный выбор в пользу Союзного государства» . ——————————— Что мешает установить союзное гражданство // Союзное вече. 2008. Сентябрь.

Таким образом, введение института союзного гражданства — это способ правовым путем создать новую форму политико-правовой взаимосвязи между гражданами государств — участников Союзного государства и самим Союзным государством, который сочетал бы в себе нормы международного и национального законодательства. В связи с чем считается необходимым создание нормативно-правовой базы союзного гражданства рассматривать в совокупности с национальными институтами гражданства. Хотя в процессе последующей, более углубленной интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь единое гражданство необходимо создавать именно на основе конституционного права, а именно с помощью внесения изменений в конституции союзных государств . ——————————— Малумов А. Ю. Институт союзного гражданства в системе конституционного права // Национальные интересы. 2004. N 4. С. 15.

В случае же с единым гражданством Союзного государства данный правовой институт выступает правовым институтом международного права, так как п. 6 ст. 14 Договора о Союзном государстве прямо указывает, что до принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников и договорами между ними в данной области. Это означает, что в число источников правового статуса гражданина Союзного государства входят также межгосударственные договоры Российской Федерации и Республики Беларусь, в частности Договор о равных правах граждан . ——————————— Договор о равных правах граждан // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 47. Ст. 5625.

Союзное гражданство требует формирования и усовершенствования соответствующих форм единого государственного устройства, правовых систем, условий и принципов формирования и функционирования общества и государства. Предотвращение возникновения коллизий в реализации институтов Союзного государства требует унификации правовых основ деятельности двух государств и создания механизма, обеспечивающего контроль иммиграции. Следовательно, можно говорить и о необходимости принятия прежде всего Конституционного акта Союзного государства, где будут закреплены основные принципы союзного гражданства. Также целесообразно разработать закон о союзном гражданстве. Под необходимостью построения концепции гражданства Союзного государства подразумевается определение института союзного гражданства и правового статуса граждан Союзного государства на территории государств-участников, сопоставимых с международными нормами и стандартами в области прав человека и гражданина, с учетом международной правосубъективности Союзного государства и положений конституций Российской Федерации и Республики Беларусь. Тем самым институт союзного гражданства России и Беларуси на затянувшейся стадии формирования нуждается в усилении правовой основы и создании механизма реализации союзных прав. До тех пор пока Союзное государство остается международно-правовым объединением, сохраняется приобретение гражданства Российской Федерации гражданами Республики Беларусь, и наоборот.