Тихонравов юВ основы философии права учебное пособие

05.03.2018 Выкл. Автор admin

С 16 МАЯ 2017 г. БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА

Тихонравов Ю.В. :
Основы философии права. Учебное пособие

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Введение. Сущность философии права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
I. Логическое и историческое в праве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
1. Идея права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2. Право и реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
3. Смысл права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
II. Позитивное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
1. Религия и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
2. Право и власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299
3. Юридический позитивизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .349
3.1 Классический позитивизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .362
3.2. Чистая теория права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
3.3. Аналитическая юриспруденция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
III. Естественное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .399
1. Мораль и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .401
2. Право и договор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
3. Классическая философия права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .427
3.1. Кантианская философия права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427
3.2. Гегельянская философия права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .440
3.3. Марксистская философия права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .483
IV. Живое право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .500
1. Обычай и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .500
2. Правосудие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .513
3. Феноменология права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 530
3.1. Социологическая юриспруденция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531
3.2. Правовой реализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .567
3.3. Экзистенциалистская философия права . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 583
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .587

© 2018 Юридическая научная библиотека

filosof.prava / Рекомендуемая литература

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., Норма, 2008.

Малахов В.П. Философия права. Идеи и предложения. М., Юнити, 2008.

Малахов В.П. Философия права: формы теоретического мышления о праве. М., Юнити, 2009.

Мальков Б.Н. Основы философии права. Альбом схем. М., Инфра-М, 2008.

Недоцук Н.А. Философия права. Конспект лекций. М., Эксмо-Пресс, 2006.

Малахов В.П. Философия права. Альбом схем. М., Инфра-М, 2001.

Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. «Русская философия и социология права». Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 2005.

Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003.

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

Алексеев С.С. Философия права. М., 2001.

Антология мировой правовой мысли в 5 т. М., 1999.

Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000.

Бердяев Н.А.Оправдание неравенства. М., 1990.

Гегель Г.Ф. Философия права. М., 1990.

Закомлистов А.Ф. Юридическая философия. СПб., 2003.

Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Российские юристы. М., 2004.

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1911.

Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М., 2007.

Ильин И.А. О сущности правосознания // И.А. Ильин. Соч. в 2-х т. Т. 1, М., 1993.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XIXв. М., 1995.

История русской правовой мысли. М., 1998.

История философии права. СПб., 1998.

Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1963-1966.

Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.

Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.

Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999.

Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

Леви Эдвард Х. Введение в правовое мышление. М., 1995.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

Малахов В.П. Антология правовой мысли. М., 2003.

Мальков Б.Н. Философия права: Курс лекций. М., 2006.

О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

Платон. Собр. соч.: в 4 т. М., 1990.

Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

Поляков А.В. Естественно-правовая концепция В.С. Соловьева // Правоведение. 1987. № 4.

Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004.

Право ХХ века: идеи и ценности. М., 2001.

Проблема права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX- начала ХХ в., СПб., 1999.

Радбрук Г. Философия права. М., 2004.

Русская философия права: Антология. СПб., 1999.

Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

Сурия Пракшн Синха. Юриспруденция. Философия права. М., 1996.

Сырых В.М. и др. Социология права. М., 2001.

Сырых В.М. Логические основания общей теории права. М., 2000.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. № 1.

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1999.

Философия права. Учебник / под ред. Г.Г. Данильяна. М., 2005.

Философия права. Учебно-методическое пособие. Воронеж, 2003.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1998.

Шагиева Р.В. Концептуальные основы теории правовой деятельности. М., 2005.

Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведение. М., 1908.

Этика судьи / Под ред. Н.В. Радутной. М., 2002.

Юм Д. О первоначальном договоре // Д. Юм. Сочинения: в 2 т. Т.2. М., 1996.

Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2008.

Дьячкова Н.Н., Минаева О.С., Доля В.Е. История политических и правовых учений. Словарь-справочник. М., 2008.

Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. М., 2004.

Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Энциклопедический юридический словарь. М., Инфра-М, 1997.

Социальная философия. Словарь. М., 2003.

Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2006.

Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000.

История философии права. – СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург), СПбУ МВД России, 1998. – http://www.kursach.com/biblio/0010022/000.htm

Нерсесянц В.С. Философия права: история и современность –

Г.В.Ф. Гегель Философия права. — М.: Мысль, 1990. – http://i-text.narod.ru/lib.html

Г.В.Ф. Гегель Политические произведения. — М.: Наука, 1978. — http://i-text.narod.ru/lib.html

Локк Дж. Два трактата о правлении. Сочинения в 3 т. — М.: Мысль, 1985 –

Alib.ru > Тихонравов Ю.В. Основы философии права. | Философия: Другое (Цена: 200 руб.)

Вы выбрали купить:

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М. Вестник 1997г. 606 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 200 руб.
Состояние: хорошее, обложка немного потерта, разломы

До отправки заказа проверьте правильность своего e-mail.
Если в течение суток вы не получите подтверждения своего заказа от Алиба, скорее всего вы написали его неправильно

До заказа прочитайте описание продавца!

По ссылке в описании книги можно заказать книгу прямо на сайте!

oleg-spb предлагает купить книги (5266):

Последние поступления BS — oleg-spb за сегодня (0), 2 дня (0), 3 дня (0), 7 дней (117) – RSS

Философия: Другое

(19 кн. Сортировка: по дате поступления, по алфавиту)

Громыко А., Гали Б., Макнамара Р., и др. Выживут ли земляне? Пер. с араб. и англ. М. Прогресс 1989г. 200 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 80 руб. Купить
Специалисты разных стран ведут конструктивную полемику по острейшим глобальным проблемам. Бывший президент мексики, бывший министр обороны США, министр иностранных дел Египта, профессор Калифорнийского университета, диревтор института Африки АН СССР.
Состояние: хорошее, штампы, след кармана

Философские и социальные проблемы медицины. Под ред. Г.И. Царегородцева. М. Медицина 1966г. 396 с., илл. Твердый переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 200 руб. Купить
В сборник включены статьи, написанные совместно философами и биологами, и статьи, написанные только философами или только биологами (медиками), и тем не менее, как правило, статьи не страдают узким профессионализмом. Это, очевидно, является следствием повышения естественнонаучной культуры и подготовки философов и методологической вооруженности естествоиспытателей, которые все более стараются оценивать получаемый ими фактический материал с философских, методологических позиций. Такое примечательное явление не может служить подтверждением правомерности скепсиса некоторых естествоиспытателей в оценке роли философии для естественных наук. Конечно, естествоиспытатели могут даже лучше философов обобщить данные собственной науки. Но, видимо, философы на это и не претендуют. Философы являются своеобразными систематиками, которые стремятся создать, исходя из данных различных наук, целостную единую научную картину мира, что заставляет искать единство в разнообразии и разнообразие в единстве. Подобный подход позволяет философам при более глубоком знании биологии и медицины вносить свой вклад в разработку теоретических проблем данных наук.
Состояние: хорошее, обложка, обрез и корешок немного загрязнены, штампы

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. Издание четвертое. М. Политиздат 1980г. 448 с. Твердый переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 40 руб. Купить
Состояние: хорошее, штамп, обложка немного загрязнена

Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа.Серия: Социальный прогресс и буржуазная философия. М. Политиздат 1985г. 176 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 50 руб. Купить
Это первая в нашей литературе работа, содержащая критический анализ экзистенциального психоанализа, получившего широкое распространение на Западе и своими истоками обращенного к концепциям Фрейда, Сарта, Хайдеггера. Автор книги рассматривал взгляды ведущих представителей этого направления, показывает их связь с процессами, происходящими в современном буржуазном обществе, — с так называемым *контркультурным* движением, распространением всякого рода неконфессиональных религиозных учений и т.д.
Состояние: хорошее

Струве Г.Е. Элементарная логика: Учебник для преподавания и самообучения. Серия:Из наследия мировой философской мысли: логика. Изд. стереотип. М. ЛИБРОКОМ 2015г. 168 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 300 руб. Купить
Вниманию читателей предлагается классический учебник логики для гимназий, написанный русским философом и логиком Г.Е.Струве (1840—1912). Во введении дается определение логики, отмечается ее значение в области мышления. Далее излагается учение об основных законах мышления, о представлениях, понятиях, суждениях, определении и делении понятий, об умозаключениях, доказательствах и научном методе. Особое внимание обращено на примеры, которые должны дать учащемуся ясное понятие как о значении объясняемого правила, так и о способе его применения в частном случае. Книга, неоднократно переизданная в России, представляет интерес и для современных читателей — философов, логиков, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, изучающих логику, а также всех, кто желает ознакомиться с этой дисциплиной самостоятельно.
Состояние: хорошее

Другие публикации:  Объект страхования по осаго это

Филиппова В.А. Этика. Учебное пособие. Петрозаводск Петрозаводский Государственный университет 2003г. 264 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 150 руб. Купить
Состояние: хорошее, штамп личной библиотеки, дарственная надпись

Эмерсон Ралф. Нравственная философия. Серия: Классическая философская мысль. Перевод с английского. Минск, М. Харвест 2001г. 384 с. Твердый переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 250 руб. Купить
Читателю представляется возможность ознакомиться с уникальным изданием — книгой Р.У. Эмерсона (1803—1882), представителя и главы американского философско-литературного движения трансцендентализма, сподвижника Т. Торо. Основные идеи, которые развивал Эмерсон и которые нашли отражение в первой части, — это идеи социального равенства «равных перед Богом» людей, самоусовершенствование, близость к природе, очищение человека от «вульгарно-материальных» интересов. Во второй части дана блестящая характеристика «духовных отцов» человечества, представляющая интерес и для современного читателя.
Состояние: хорошее, штампы, след кармана

Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. Минск Университетское 1999г. 216 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 200 руб. Купить
Раскрывается ряд вопросов, касающихся предмета, задач, принципов, сущности, критериев этики педагогического процесса.
Состояние: хорошее, штамп личной библиотеки

Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Человек в поисках истины и реальности. Том 2. Книга 2/Пер.с англ. Ярославль Норд 2004г. 480 с. Твердый переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 70 руб. Купить
Содержание: Часть четвертая. Проблемы философии морали (Гл.11.Статус, основания и авторитет этики. Гл.12.Краткая характеристика некоторых современных этических систем. Гл.13.Каков практический смысл этики? Гл.14.Практические задания по этике. Гл.15.За пределами этики). Часть пятая. Факты, история и теология (Гл.16.У всех ли религий одинаковая цель? Гл.17.Историчность Нового Завета. Гл.18.Фигура Христа: литературная фикция, религиозный миф или историческая реальность? Гл.19.Воскресение Христа и вопрос о чудесах. Гл.20.Данные, свидетельствующие о Воскресении Иисуса Христа). Часть шестая. Опыт (Гл.21.Проблема морального зла. Гл.22.Проблема боли и страдания).
Состояние: хорошее

Пономарев Я.А. Психология творчества. М. Наука 1976г. 304 с., илл. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 100 руб. Купить
В книге рассматривается предмет и методы психологии творчества, центральное звено психологического механизма творческой деятельности, способности и качества творческой личности. В ней содержится обширный экспериментальный материал, на основании которого сформулирован ряд психологических закономерностей творческой деятельности и закономерностей формирования благоприятствующих ей условий.
Состояние: хорошее, штамп личной библиотеки

Основы этических знаний. Отв. ред. М.Н. Росенко. Изд-е 2-е, испр. и доп. СПб Лань 2002г. 224 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 50 руб. Купить
Состояние: хорошее, штамп личной библиотеки

Иванов В.Г. Этика. Уч. пособие для вузов. Серия: Краткий курс. СПб Питер 2007г. 176 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 50 руб. Купить
Состояние: хорошее, штамп личной библиотеки

Рамачарака. Хатха-йога. Философия физического благополучия. Золотая библиотека здоровья. М. Физкультура и спорт 1999г. 192 с., илл. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 50 руб. Купить
Эта книга, написанная в самом начале двадцатого века, до сих пор остается одной из наиболее авторитетных. Она рассказывает о первой ступени философии здоровья и гармонии — хатха-йоге. Автор предлагает вернуться к простому и естественному образу жизни, чтобы достичь здоровья и сохранить его. По просьбе читателей в приложении к этому изданию даны упражнения, выполняемые пальцами рук, — мудры. Древнеиндийское учение Аюрведа утверждает, что мудры доступны каждому и оказывают целительное воздействие на организм.
Состояние: хорошее, штампы, карман, несколько страний вклеены

Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. Сер: Немецкая классическая философия. Новые исследования. М Наука 1990г. 208 с. Мягкий переплет, Уменьшенный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 100 руб. Купить
В работе анализируются историческая обусловленность немецкой классической философии и ее воздействие на общество на трех взаимосвязанных уровнях: влияние на философию и осмысление ею проблем коренных переломов в развитии мировой цивилизации, `выражение и мысли` (Гегель) социального уровня ускорения в эпоху нового времени, развитие философских идей в контексте конкретно-исторических ситуаций. Для философов, широкого круга читателей, интересующихся историей философии.
Состояние: хорошее

Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Л. Лениздат 1972г. 296 с. Твердый переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 100 руб. Купить
1. Методологические проблемы изучения нигилизма. 2. Русский *революционный нигилизм*. 3. Анархо-индивидуалистический нигилизм в России конца XIX — начала XX века, его теоретические и социальные основы. 4. Нигилизм как явление социальной и духовной жизни современного буржуазного общества.
Состояние: хорошее, штампы, след кармана

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М. Вестник 1997г. 606 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 200 руб. Купить
Состояние: хорошее, обложка немного потерта, разломы

Мурманцев В.С., Юшкина Н.В. Человек и природа: гармония или конфликт? Серия: Социалистический образ жизни. М. Советская Россия 1982г. 176 с. Твердый переплет, Уменьшенный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 30 руб. Купить
Состояние: хорошее, подпись владельца, небольшие следы влаги

Современная калокагатия. Физические основы. Науч. ред. Куликовский С.Ю. СПб Авангард 1999г. 98 с. Мягкий переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 100 руб. Купить
Тираж: 300.
Состояние: хорошее, типографский брак — обложка вшита вверх ногами

Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов медицинских колледжей и училищ. М. АНМИ 2001г. 380 с. Твердый переплет, Обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — oleg-spb, Санкт-Петербург.) Цена: 300 руб. Купить
Пособие разработано с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Состояние: хорошее, штампы, протертости на месте штампов

Тихонравов юВ основы философии права учебное пособие

Что является объектом и предметом философии права?
Что изучает философия права?
Чем отличается предмет философии права от предмета общей теории права?
Перечислите основные философские концепции права.
Какое место занимает философия права в системе философских наук?
Какое место занимает философия права в системе юридических наук?
Как бы вы сформулировали основной вопрос философии права?
Назовите основные функции философии права как научной дисциплины.
Почему необходимо изучать философию права будущему юристу?
Рекомендуемая литература.
Алексеев С.С. Философия права. — М.: 1997 – С. 10-46.
Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права – М.: 2001. С. 5-15.
Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). – М.: 2000. – С. 6-15.
Керимов А.Д. Основы философии права. — М.: 1992. С.3-15
Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций – Новосибирск: 2004. С.5-11.
Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: 1997 С. 8-16.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. — М.: 1997. С. 11-46.
Философия права: Учебник. Под редакцией О.Г. Данильяна. — М.: 2005 С. 9-19.

Лекция 2. Философско-правовые взгляды Древнего мира
Стр: [1] . [4] . [5] . [7] . [9] . [10] . [58]

Предмет, структура, функции философии права

Главная > Реферат >Философия

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ заочной формы обучения

(ЗАОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

по дисциплине «Философия»

Тема «Предмет, структура, функции философии права»

Студентка II курса 2 группы

заочной формы обучения

Орлова Полина Юрьевна

д-р филос. наук, доцент

Дата представления работы: 18.10.2010г.

Предмет философии права 5

Структура философии права 9

Функции философии права 10

Список используемой литературы: 15

«Многознание уму ненаучает»

Философия права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право. Она является древней наукой, имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля, философия права достигла особого развития в Западной Европе в XVIII—XVIII вв., но особенно бурно она развивается во второй половине XX в.: публикуется огромное количество работ, и ее преподаванию уделяется все большее внимание на факультетах философии и права.

Другие публикации:  Штраф за громкие работы

Во времена Советского Союза философия права не признавалась и не преподавалась в высших учебных заведениях, что нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую традицию и выдающихся теоретиков в дореволюционной России. В последние годы философия права возрождается в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплинеАлексеев С.С. Философия права. М., 2000; Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. М., 2005; Тихонравов Ю.В. Основы философии права: учеб. пособие. М., 1997; Иконникова Г.И. Ляшенко В.П. Основы философии права. М., 2004; Философия права / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005.. Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества все еще сказываются. Многие проблемы, концепции, направления все еще плохо известны в нашей стране, практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению ее основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.

Каково же место философии права в системе философии и юриспруденции?

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует четкого определения ее места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложились два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.

Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет ее место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е. к практической философии, учению о должном.

Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологи. Это самостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.

Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.

Общие вопросы права рассматриваются в рамках юридической дисциплины «Теория государства и права». Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве.

В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая — юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права — это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем прав. Таким образом, философия права — это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Предмет философии права

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. Философия права, исследует смысл права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Более точно, выразим так: предмет философии права — это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права — это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере — это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права — это принцип равенства и его проявления.

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву, что традиционно именуется «юридической догматикой», остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права.

Во взаимоотношениях человека с миром права, человек подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума — обыденного, теоретического, философского. Это испытание позитивного права на разумность, справедливость, истинность, подлинность, правильность и т. д., хотя и обладает тем или иным критическим потенциалом в отношении к позитивному праву, продиктовано, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного бытия человека, потребностями познания природы и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей.

Цель разума — истина, и философия права занята поисками истины о праве.

С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д), все официальные установления, наделенные законной силой, т.е. обобщенно говоря, — закон. Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае — о праве. Основной смысл этих вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права.

Предмет философии права, это основные проблемы философии права, так и различные прошлые и современные концепции философии права. При этом отбор проблем общей части и философско-правовых концепций в специальной части курса продиктован задачами достаточно полного для учебных целей освещения основных моментов предмета философии права.

Со второй половины ХIХ в. и в ХХ в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью. Предмет философии права Гегель формулирует следующим образом; «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление»‘. Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Гегелевская трактовка предмета философии права обусловлена уже его философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительное. Гегелевское понимание предмета и задач философии права резко противостояло и прежним естественно-правовым концепциям права и закона, и иррационалистической критике естественного права (Гюго и представители исторической школы права), и рационалистическим подходам к праву с позиций долженствования, противопоставления должного права — праву сущему.

Интерес философии к праву и философия права как особенная философская наука в системе философских наук продиктованы, прежде всего, внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, познавательная и т. д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право.

Философия права — есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанною его самою, общей философией и комплексом юридических наук. Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права.

Философия права — продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, что бы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием».

В философии права как особой философской дисциплине познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, а также демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта права, его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии и аксиологии.

В философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права — это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере — это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права — это принцип равенства и его проявления. В естественно-правовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин «ius positivum» — «позитивное право» возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции). Для сторонников юснатурализма (от ius naturale — естественное право) естественное право — это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) — право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное. Философия права в трактовке юснатуралистов — это по сути дела философия естественного права.

Другие публикации:  Наследование вещей ограниченных в обороте

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебно-методические материалы разработаны с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 021100 — «Юриспруденция», и рассчитаны для студентов всех форм обучения. Пособие включает организационно-методическую часть, тематический план лекций и семинарских занятий, программу дисциплины, планы семинарских занятий, темы рефератов, тесты, перечень вопросов для самоконтроля, список литературы, ответы к тестам, краткий словарь терминов.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ НАУК

Теория права (общая теория права, теория государства и права) исследует право как систему общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством и охраняемых от нарушений мерами государственного принуждения. Из этого определения понятно, что предмет изучения теории права основывается на достижениях теории юридического позитивизма и ее основная цель – создание юридического понятийно-категориального аппарата на основе обобщения политической и правовой действительности[1].

Задача теории права заключается в построении логически законченной системы понятий. Научная задача догматики сводится к конструкции правовых институтов, к сведению отдельных правовых положений к общим понятиям и, с другой стороны, к выделению вытекающих из этих понятий логических следствий. Это есть, если отвлечься от момента исследования норм действующего права, чисто логическая работа мысли. Для выполнения ее нет другого средства, кроме логики. В результате логической обработки норм положительного права разрозненный эмпирический материал выстраивается в целостную систему, в которой «связи установлены, противоречия вскрыты, общие принципы найдены и из них извлечены частные их применения»[2]. Иными словами, теория права по своей сути положительна. На этот важный и в методологическом плане и в содержательном понимании науки теории права обращали внимания русские правоведы еще сто лет назад: «То направление науки, которое называется общей теорией права, может быть охарактеризовано как позитивизм»[3].

Представляется, что идеологическая составляющая общей теории права, вполне понятная для советского этапа развития нашей государственности, не должна определять содержание этой науки. Общая теория права, в отличие от философии права, выражает содержание права в системе юридически четких понятий формально-догматической юриспруденции (норма права, правовое отношение, юридическая ответственность, юридический факт и др.). В рамках общей теории права изучается объективно существующее право, и вряд ли следует подменять его построением каких-либо других правовых конструкций в интересах отдельных индивидов, социальных групп или даже политических сил общества.

В отличие от философии права теория права исследует понятия, лежащие в основании положительного права разных стран, времен, народов, выявляя тем самым закономерности политико- правовой действительности, обобщая их, и создавая собственную методологию познания права.

Право – это сложное и по содержанию, и по формам проявления, и по идеологическим ориентирам (идеалам) социальное явление. В связи с этим правовая наука вообще и общая теория права, в частности, строится, как отмечалось, на разных методологических основах – историзм, рационализм, социология, психология и др. Поэтому в методологическом плане важным представляется разграничение наук философии права и теории права.

Проблему соотношения теории права и философии права разрабатывали многие мыслители, в том числе, русские философы и правоведы XIX — XX века, однако и к настоящему времени не сложилось единого понимания предметов и методов данных наук. Это объясняется, прежде всего, «многослойностью» философии права. По замечанию О.В. Мартышина, «философия права представляет собой определенный гибрид, синтез составляющих ее элементов. Философы склонны классифицировать эту науку в соответствии с основными философскими школами – позитивистской и идеалистической, неокантианской, неогегельянской, неотомистской, феноменологической, экзистенциалистской и т.п. Юристы, не отрицая влияния философских взглядов на правовую науку, прибегают к иной классификации, опираясь на основные типы понимания права, что оказалось более убедительным и полезным»[4]. Обращая внимание на изменение характера соотношения этих наук, В.А. Туманов отмечал, что философия права в XX веке противопоставляется уже не положительной юриспруденции, а общей теории права[5]. В современной отечественной юриспруденции существует понимание философии права как логики и методологии юридических наук[6].

Предмет исследования философии права по сравнению с теорией более широк и абстрактен[7] – это учения о предельных основаниях права, его сущности, качественных отличиях от иных социальных норм, основах бытия права с позиции истории и социально-философского познания[8]. Философия права занимается проблемой ценностей. Ее цель – исследовать вопрос значимости ценностей применительно к области права. Поэтому философия права должна проникнуть в сущность права. Она видит в праве изображение развития культуры каждой исторической эпохи.

Философия права идеологична, поскольку рассматривает содержание и перспективы развития права в системе ценностных установок (мыслителя, государственного деятеля, социальной группы, единичного индивида, класса и т.д.). На основе идеалов оценивается существующая политико-правовая реальность (Справедливо ли право? Хорош ли государственный режим? Гарантируются ли права человека?) и формируются представления о необходимости изменения социального строя или сохранения и развития политико-правовых институтов данного общества.

Методологические различия философии и теории права, как представляется, проявляются в следующем.

Философия изучает срез идеального права, а в рамках теории право исследуется в качестве социального явления, которое реально существует (без учета ценностных ориентиров). Суждения философов права в качестве регулятивных идей адресуются законодателю государства с обоснованием необходимости проведения реформ права и разъяснением тенденций развития самого права. Предписания теории права обращены в основном к правоприменительным органам государства, от которых зависит процесс реализации права. Кроме того, теория права систематизирует основные понятия юриспруденции с позиции логико-формального метода, философия права исследует метаюридические понятия.

Общее философии права и теории права обусловлено природой и сущностными качествами самого права. И философы, и теоретики, выстраивают свои концепции исходя из положения, согласно которому право есть общеобязательное правило поведения, а не описательные сентенции науки или политические декларации. Философы права, ориентируя свое учение на построение какого-либо идеала, стремятся к его продолжительному характеру, к стабильности в обществе («общество свободно хотящих людей» Штаммлера, «социальная солидарность» Дюги, «замиренная среда» Ковалевского и др.). В числе основополагающих вопросов, исследуемых теорией права, проблемы соотношения законности и правопорядка, вопросы оценки юридической силы нормативно-правовых актов, восполнения пробелов в праве, что также нацеливает на создание прочной «замиренной» среды в обществе и государстве[9].

1 Теория права («юридическая догматика» по терминологии Н.Н. Алексеева) «опытна потому, что она имеет дело с определенным, чисто конкретным материалом – с положительным, установленным действующим или действовавшим правом. Каждая положительная система права является единичным, не повторяющимся историческим фактом, имеет целью изучить этот факт и уяснить его особенности. Главная задача заключается здесь, конечно, в описании и классификации». Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.С.20.

2 Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999. С.21.

3 См., напр.: Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1917. С.5-7.

4 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М., 2007. С.20-21.

5 Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971. С.344.

6 См. об этом подробнее: Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М.,1997. С.30.

7 Так, например, Л.И. Петражицкий считал, что философия права включает в себя высшую теорию права, высшую телеологию, высшую политику права. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. т.2. С.474.

8 Философия права, по мнению И.В. Михайловского, должна дать оценку явлений правовой жизни с точки зрения «высших разумно-этических начал», указать идеалы, к которым стремится право». Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1917. С.7-8.

9 Соотношение философии и теории права см.: Лейст О.Э. Указ. соч. С.233-235 и др. См также: Фролова Е.А. Проблемы теории и философии права. М., 2015.С.33-48.

Список литературы

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

2. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1917.

3. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. т.2.

4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В 2-х томах. Вып. 1. М.,1995.