Транспортный налог для грузовых машин

11.03.2018 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Всё, что вас может заинтересовать о транспортном налоге на грузовики и электромобили

Начинающим автолюбителям будет полезно разобраться в налогообложении своих железных коней. Существует транспортный сбор и транспортный налог. Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга. Сбор – в обязательном порядке уплачивают все автовладельцы. Он направляется в государственный бюджет.

Транспортный налог на грузовые автомобили является региональным сбором. В России существует единый транспортный налог на электромобиль, который относится к региональной пошлине. В этой публикации мы рассмотрим, кто и насколько должен пополнить региональный бюджет.

Коротко о транспортном налоге на грузовики

Транспортный налог, или сокращенно ТН, на грузовые автомобили рассчитывается по то тому же принципу, что на легковые машины, но имеет одну особенность – в формулу не закладывается повышающий коэффициент, который учитывает роскошь.

Сотрудники ГИБДД во время регистрационной процедуры провели проверку всех технических характеристик автомобиля и его принадлежность к определённой транспортной категории.

В технический паспорт вписывается категория автомобиля, а также его тип. Подразделение на типы транспорта зависит от конструкции и назначения агрегата. Выделяют пять типов автотранспорта: грузовик, легковая машина, автобус, мототранспорт и прицепы, предназначены для присоединения к автомобилям.

Как правило, грузовые автомобили имеют категории «С» и «D».Если в техпаспорте стоит категория «В», а дальше написано грузовик, то транспортный налог начисляется, как на грузовую машину. Количество лошадиных сил двигателя транспортного средства указано в его техническом паспорте.

У кого есть льготы?

В налоговом кодексе рассматривается две ситуации:

  1. Полностью от автоналога освобождаются владельцы сверхтяжёлых грузовых машин, находящихся в реестре системы Платон, при соблюдении двух условий: вес машины превышает 12 тонн, а годовая оплата по Платону превышает размер пошлины. Например, начисленный размер транспортного налога составляет 4500 рублей, а суммарная плата за год в систему Платон равна 5600 рублей. Автовладелец предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие документы, и на их основании полностью освобождается от уплаты налога.
  2. Предоставляется скидка по автоналогу собственникам грузовиков, вес агрегатов которых превышает 12 тонн, а годовая сумма оплаты системы Платон меньше, нежели рассчитанный размер транспортного налога. Размер скидки равен годовой оплате в систему Платон. К примеру, рассчитанная сумма автоналога равна 4200 рублей, а в Платон было уплачено 3800 рублей, то нужно заплатить автоналога: 4200 – 3800 = 400 рублей.

Следует знать, что с 2014 года введён дополнительный налог для сверхтяжелых грузовых автомобилей, у которых вес агрегаты превышает 12 тонн. Целью дополнительного налогообложения является компенсация причинённого ущерба дорожному покрытию таким видом транспорта.

Постановлением правительства от 14.06.2013 г. № 504 дорожный налог установлен в размере 3,5 рублей за каждый километр, что проехал сверхтяжелый автотранспорт по дорогам федерального значения.

Какой размер транспортного налога

Налог на грузовой автомобиль рассчитывается по следующей формуле: мощность двигателя умножается на ставку ТН в конкретном регионе, а затем умножается на количество полных месяцев владения грузовиком, разделенных на 12 – общее количество месяцев в году. Как видим, рассчитать, какой ТН надо оплатить за конкретный грузовой автомобиль не составляет никакого труда.

Каждый собственник грузовика сможет самостоятельно и очень быстро определить сумму налога, которую ему нужно будет внести в казну до определенной даты. По истечении этого срока будут начисляться штрафные санкции – комиссионные за каждый просроченный день. Поскольку, ТН относится к региональным сборам, то дату окончания срока оплаты устанавливают на региональном уровне. На сегодняшний день во многих регионах деньги за текущий год нужно внести до 1 октября следующего за ним года.

Транспортный налог начисляется для всех видов грузовых автомобилей. К таким относятся: грузовики с разным количеством осей, самосвалы КАМАЗ, платформы, тягачи, фуры, фургоны, а также малоразмерный автотранспорт, к которому относятся грузовые пикапы.

Как видим, налогообложению подвергается вся тяжелая техника при помощи, которой перевозят разное количество тонн груза.

Кто освобождается от оплаты ТН

Налоговые начисления не делаются только на грузовой транспорт, используемый на сельскохозяйственных работах и специальных заданиях.

К такому автотранспорту относятся:

  • молоковозы;
  • машины, перевозящие птицу либо животных;
  • транспорт ветеринарных служб и лечебниц;
  • трактора, комбайны и другие самоходные агрегаты, используемые в сельском хозяйстве;
  • автотранспорт, используемый в различных хозяйственных промыслах.

Вся перечисленная техника должна быть зарегистрирована на производителя сельскохозяйственной продукции либо предприятие, занимающееся каким-то промыслом.

Если уведомление в предусмотренный срок по почте не пришло, то этот факт не позволяет уклониться от оплаты налога. Владелец грузового транспорта обязан ежегодно своевременно платить ТН. За каждый день задержки платежа, по причине отсутствия уведомления либо по другой причине будет начисляться штрафная санкция.

Поэтому, автовладелец материально заинтересован, прийти в налоговую службу, и выяснить, почему ему не направили уведомление о ТН. Там он сможет попросить, чтобы ему выдали на руки такой документа и по нему внести платёж. Визит в налоговую службу позволит оплатить обязательный налог вовремя.

Действует ли в России ТН на электромобили

Во многих странах владельцы электромобилей, которые относятся к экологическому виду автотранспорта, не платят транспортные сборы. Таким образом, государство стимулирует своих граждан пересесть на электромобили, и тем самым, уменьшить выброс углекислого газа в атмосферу. Это одно из самых важных направлений улучшения состояния экологии.

В России транспортный налог на электромобиль существует.

Сумма ТН на электромобили рассчитывается по той же формуле, что и для грузового автотранспорта: количество лошадиных сил умножается на налоговую ставку, а затем на срок владения авто на протяжении года, который исчисляется месяцами.

На электромобили существует только единственный налоговый сбор – транспортный налог. Его рассчитывают по тем же ставкам, что и для грузового транспорта. Правительство РФ пока отложило предложение снизить на электромобили размер налоговых ставок.

Зарубежный опыт

В Германии размер транспортного налога зависит от двух показателей: объёма двигателя и количества вредных веществ в выхлопных газах. Если автомобиль за 100 км пути вырабатывает углекислого газа меньше, чем 95 грамм, то его владельца полностью освобождают от оплаты ТН. Германские владельцы электромобилей ТН не платят.

Другие публикации:  Договор купли продажи товара между физическими лицами бланк

Аналогичная ситуация в Англии. Там от ТН освобождаются владельцы электрических и гибридных авто с объёмом двигателя не превышающего один литр. Во Франции действует двухступенчатая система ТН.

Размер этого сбора зависит от мощности и объёма двигателя. Поэтому, его не начисляют на электромобили. Вторая ступень – ежегодный ТН, который направляется на сохранение природы. Его размер зависит, от указанного производителем машины, количества углекислого газа, выделяемого на протяжении 100 км хода. Если выбросы СО 2 меньше 200 грамм, то автовладелец от налога освобождается.

Возможен ли расчёт ТН на калькуляторе

Как мы уже писали выше провести расчёт транспортного налога на грузовую машину не сложно, но автолюбителю потребуется значение ставки для региона его проживания. Решить эту задачу быстро, и в удобное время можно используя, калькулятор расчёта ТН на грузовые машины.

Чтобы рассчитать ТН на свой грузовик или электромобиль автомобилисту потребуется зайти на сайт и открыть калькулятор. В появившуюся форму автовладелец вводит год, за который будет проводиться расчёт налога. В следующей графе из появившегося списка он выбирает свой регион. Затем в перечне следующей графы кликает на свой вид транспорта: грузовик или электромобиль.

Следующая графа – мощность транспортного средства. Прежде, чем её заполнить необходимо, выделить единицы измерения. У грузового автотранспорта мощность двигателя будет измеряться в лошадиных силах. Собственникам электромобилей нужно поставить галочку возле кВТ. Затем внести собственный показатель мощности авто, указанный в его техническом паспорте.

В последнюю графу автовладелец вводит количество месяцев в году на протяжении, которых он владел машиной. Меньше 12 месяцев ставят те автомобилисты, которые поставили машину на учет не в начале года.

Какие санкции и льготы применяются

За неуплату транспортного налога предусмотрен штраф. Он начисляется в виде комиссии за каждый просроченный день. Комиссионный процент может быть в размере от 7 до 15 %. Когда автовладелец игнорирует квитанции налоговой инспекции, то материалы передаются в суд. На владельцев транспортных средств, имеющих задолженность по ТН, накладывается запрет выезжать за рубеж, а также другие ограничения.

Так, полностью освобождаются от уплаты налога:

  • граждане, которые были участниками различных боевых действий;
  • ветераны войны;
  • герои Советского Союза.

Половину от рассчитанной сумы будут платить граждане, принимающие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции, и получившие соответствующие документы. Региональные власти могут принять решение о предоставлении 50% скидки всем пенсионерам либо назначить другой размер льгот. Они имеют право расширить на территории региона список льготников по ТН и определить для них процент скидки либо полностью освободить от уплаты налога.

Транспортный налог на электромобили и все виды грузового транспорта сплачивается в региональную казну. Он рассчитывается по очень простой формуле, но она включает индивидуальную налоговую ставку для каждого региона.

Поэтому, автовладельцам очень удобно пользоваться калькулятором расчёта ТН, в котором уже заложены ставки всех регионов. Автолюбитель только выбирает нужный регион и вносит данные о мощности своего авто и количестве месяцев его использования.

При несвоевременной оплате начисляется комиссионный процент за каждый просроченный день. Желаем вам удачи на дорогах!

Владельцев тяжелых грузовиков освободили от уплаты транспортного налога

Закон о совершенствовании системы налогообложения собственников грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн принят сегодня Госдумой сразу во втором и третьем чтениях.

Теперь, в соответствии с новым законом, до конца 2018 года владельцы тяжелых грузовиков освобождаются от уплаты транспортного налога. Сделано это для снижения финансовой нагрузки компаний и граждан, имеющих соответствующие транспортные средства. Касается эта норма и сельскохозяйственных производителей.

Льгота связана с введением ранее платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автодорогам федерального значения (отчисления в систему «Платон»). Из-за этого существенно возросла финансовая нагрузка на владельцев массивных грузовиков: им пришлось уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование дорог общего пользования.

Ко второму чтению одобрен ряд поправок. В частности, одной из них устанавливается, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на сумму платежа в счет возмещения вреда автодорогам большегрузами, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Закон также предусматривает, что сумма транспортного налога, исчисленная в отношении большегрузов, уменьшается на сумму платы в систему «Платон», уплаченной в отношении этого грузовика в этом налоговом периоде.

Кроме того, освобождаются от налогообложения физлица в отношении каждого грузовика, зарегистрированного в «Платоне», если сумма внесенной платы за период с 1 октября налогового периода, предшествующего отчетному налоговому периоду, до 30 сентября включительно отчетного налогового периода, превышает или равна сумме исчисленного налога в отношении транспортного средства.

Напомним, как сообщала Правда.Ру, 6 января Владимир Путин поручил правительству РФ разработать предложения, которые позволят упразднить налог для владельцев большегрузов, массой более 12 тонн.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Транспортный налог для грузовых машин

В России для грузовиков массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в системе «Платон», частично отменят транспортный налог. Соответствующий законопроект принят депутатами Госдумы во втором и третьем чтениях, сообщает агентство «Москва».

Сумма транспортного налога в отношении такого вида транспорта будет уменьшаться на сумму, уплаченную по системе «Платон». Если сумма выплат по системе «Платон» окажется больше налоговых выплат, то владелец грузовика освобождается от выплаты транспортного налога. Закон вводит такие льготы для организаций с 1 января 2016 г., для физических лиц – с 1 января 2015 года. Сама норма будет действовать до 1 января 2019 года.

Отменить транспортный налог для дальнобойщиков в декабре призвал президент Владимир Путин. «Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает», — говорил глава государства на большой пресс-конференции 17 декабря.

Позже законопроект об освобождении от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей массой свыше 12 тонн в Госдуму внесли депутаты от ЛДПР — Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Сергей Каргинов. В пояснительной записке отмечалось, что после начала сборов с большегрузов «владельцы грузовиков оказываются в положении, когда они обязаны вносить в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на одну цель — ремонт автомобильных дорог».

В январе Минтранс разработал компромиссный вариант налогообложения большегрузов. Как писал РБК, в соответствии с инициативой ведомства отмены транспортного налога формально не будет, однако при оплате налога будет учитываться сумма уплаченного дорожного сбора, то есть речь шла фактически о вычете из транспортного налога.

Другие публикации:  Возврат денег за авиабилет мау

Транспортный налог для грузовых машин

Минфин предложил способ стимулировать обновление парка грузовиков и автобусов – повысить налог на старые машины, а также низкого экологического класса. Уведомление о разработке поправок в Налоговый кодекс опубликовано на regulation.gov.ru. Они должны вступить в силу с 2019 г. Как будут повышены ставки, в документе не говорится. Представитель Минфина не ответил на запрос.

Сейчас такое право уже есть у регионов. Они могут изменить установленные в Налоговом кодексе ставки (зависят от мощности двигателя, см. врез), в том числе в зависимости от возраста и экологического класса автомобилей.

Брать налог в зависимости от объема двигателя, экологического класса и возраста автомобиля Минфин предлагал еще в 2013 г. Такие изменения для коммерческого транспорта поддерживал тогдашний замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Минфин в уведомлении ссылается на поручение правительства подготовить такие поправки.

Для автобусов с двигателем до 200 л. с. – 5 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 200 л. с. – 10 руб. Ставки для грузовиков – от 2,5 до 8,5 руб.

Больше половины грузовиков старше 15 лет (см. график) и по экологическому классу ниже «Евро-2», поэтому повышение налогов оправданно, замечает представитель группы «Камаз». Такое количество старой техники вредит экологии и снижает безопасность, передала через пресс-службу вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Повышение налога – мягкая мера давления, которая стимулирует обновление парка и поддержит российских производителей, готовых полностью удовлетворить спрос, продолжает представитель «Камаза». Продавать новые автомобили ниже «Евро-4» запрещено, напоминает он. Невысокие расценки на транспортные услуги и высокие цены новой техники не позволяют компаниям обновлять парки, констатирует директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов. Чтобы побудить перевозчиков обновлять автопарк, придется существенно повысить налог, предупреждает он. За последние два года снизилась покупательная способность малого и среднего бизнеса – основного покупателя коммерческого транспорта, напоминает Матвеева. Поэтому повышение налогов может увеличить закупки новой техники только вместе с многолетними госпрограммами стимулирования рынка – льготный лизинг и кредитование, субсидирование закупок газовой техники, считает она.

Дополнительные расходы перевозчики наверняка заложат в тариф, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Лучше было бы разработать дифференцированный тариф для оплаты в системе «Платон», проанализировав, как влияют на дороги грузовики в зависимости от экологического класса и количества осей, предлагает Дья­конов.

Автокран транспортный налог

Подборка наиболее важных документов по запросу Автокран транспортный налог (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Автокран транспортный налог

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Транспортный налог и система Платон (нюансы)

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Новый порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершает. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы придется платить и ТН, и в «Платон». Если только власти не соорудят быстренько закон, продляющий эту льготу на более продолжительный период.

В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза вправе уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

Если сумма платы в «Платон» превышает исчисленный транспортный налог, последний не платится вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежит только разница.

Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представляет в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны содержать данные:

  • о владельце транспортного средства;
  • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
  • уплате платежей.

ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/[email protected], от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).

О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система «Платон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

Когда транспортный налог не получится уменьшить

Зачесть платежи в «Платон» в уменьшение транспортного налога получится, только если плательщик того и другого является одним лицом. Так, в появившихся со стороны Минфина разъяснениях (письмо от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940) приводится ситуация с лизингом большегруза, когда сам транспорт зарегистрирован на лизингодателя. При этом платежи в «Платон» осуществляет тот, кто в действительности пользуется большегрузом, — лизингополучатель. В этой ситуации зачет между налогом, уплачиваемым лизингодателем, и сборами за федеральные трассы, которые платит лизингополучатель, производить нельзя. Аналогичные выводы сделала и ФНС в письмах от 08.06.2017 № БС-4-21/10954, от 17.02.2017 № БС-4-21/[email protected]

Другие публикации:  Требования по огнезащите кабелей

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка пока никто официально не озвучивал.

Система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 марта 2017 г. пресс-служба правительства РФ сообщила об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.

«Платон» (от «плата» и «тонна») — российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

Предпосылки к созданию системы

По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.

В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.

Законодательство

6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты». Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.

Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. — Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация «Ростех», 12,5%).

23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему «Платон» в действие с 14 ноября 2015 г.

Принципы функционирования системы

В рамках системы «Платон» взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).

Предусмотрено три способа взимания платы:

— На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.

— Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение «Платона» так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.

— С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством «Платона» и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.

Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем — 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.

За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. — для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников — юридических лиц мог достигать 1 млн руб.

Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против «Платона». В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.

В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе «Платон»: для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.

Итоги деятельности

По данным «РТ-Инвест транспортные системы» на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.

Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).

Собранные с помощью «Платона» средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.