Требования из фнс по ндс

20.12.2018 Выкл. Автор admin

Правила для НДС-пояснений: как не попасть в ловушку

С этого года все плательщики НДС обязаны отвечать на запросы налоговиков о представлении пояснений в отношении деклараций по НДС исключительно в электронном виде по ТКС. Эти новшества снова делают актуальными вопросы правомерности требований налоговых органов. Ведь ответственность может наступить, только если инспекторы действовали в рамках предоставленных им полномочий. Тем более что вовсе не для всех случаев запросов НК РФ установлен именно электронный документооборот. Давайте разбираться, какие запросы и когда вправе направить налоговики, а также как именно положено отвечать на эти запросы налогоплательщикам.

Пять оснований для запроса

Ситуации, когда при проведении камеральной проверки декларации по НДС инспекторы имеют право обратиться с запросом к налогоплательщику, детально описаны в ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камералки. И случаев этих всего пять. Направление запросов в иных ситуациях незаконно, что прямо закреплено в Налоговом кодексе (п. 7 ст. 88). На это неоднократно указывали как судебные инстанции (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07, АС Московского округа от 01.06.2016 № Ф05-5927/2016 по делу № А40-140056/2015,) так и представители контролирующих органов (письма Минфина России от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009, ФНС России от 22.02.2017 № ЕД-4-15/3411, от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

В каких же ситуациях требования инспекторов законны?

Ситуация первая

Инспекторы могут потребовать от налогоплательщика пояснения либо уточненную декларацию, если при проверке выявили ошибки в самой декларации или противоречия между указанными в ней данными и сведениями, которые имеются у налоговиков. Это право зафиксировано в п. 3 ст. 88 НК РФ.

Обратите внимание, что в данном случае законодатель не приводит каких-то дополнительных требований к выявленным ошибкам и противоречиям. А значит, вовсе не обязательно, чтобы выявленная ошибка влекла занижение налога. Равно как не обязательно, чтобы об этом свидетельствовали обнаруженные противоречия.

Также надо помнить, что данные, указанные в декларации, могут не только проверяться между собой, но и подлежат сверке со всем массивом данных, имеющихся в распоряжении налоговых органов. Поэтому основанием для предъявления требования может стать любое обнаруженное расхождение между названными сведениями. В частности, под эту категорию могут попадать запросы о представлении пояснений в случае, когда у налоговой есть сведения о невозможности выполнения налогоплательщиком заявленного в декларации объема работ или услуг в связи с отсутствием материально-технической базы (транспорта, персонала, складов и т.п.).

Ситуация вторая

Налоговики могут попросить налогоплательщика дать пояснения и затребовать документы в связи с представлением уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате (п. 3 и 8.3 ст. 88 НК РФ). При этом не имеет значения, в результате чего произошло уменьшение: увеличение вычета или уменьшение суммы облагаемых операций.

Также не важна и причина подачи уточненки. Право на выставление требования появляется у налоговиков, и если уточнение суммы налога связано с обычной ошибкой (в том числе арифметической) в первоначальной декларации.

Ситуация третья

Инспекторы могут затребовать документы, подтверждающие заявленные в декларации налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Здесь надо учитывать, что отдельной статьи, посвященной налоговым льготам, в главе 21 НК РФ нет. В то же время имеется ст. 149 НК РФ, где перечислены операции, освобождаемые от НДС. Однако не все из них являются налоговыми льготами, на что еще в 2014 г. обратил внимание Пленум ВАС РФ (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»). Как указали высшие арбитры, ст. 149 НК РФ должна применяться вкупе с положениями ст. 56 НК РФ, где дается определение термина «налоговая льгота».

Поэтому в ст. 149 НК РФ льготами можно признать только те положения, в которых предоставляются преференции отдельным категориям налогоплательщиков. Например, льготой будет освобождение от НДС операций, совершаемых:

столовыми образовательных и медицинских организаций (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);

религиозными организациями (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);

общественными организациями инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);

коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и палатами (подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Операции же, хотя и поименованные в ст. 149 НК РФ, но не имеющие своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, льготой не признаются, а представляют собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.

Соответственно, и право потребовать дополнительные документы у налоговиков возникает не по каждой декларации, где заявлены операции, указанные в ст. 149 НК РФ. Например, если компания при предоставлении займов воспользовалась положениями подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, то у налоговиков нет права потребовать дополнительные документы, так как с точки зрения ст. 56 НК РФ это освобождение от НДС льготой не является.

Ситуация четвертая

Основанием для истребования документов может являться представление декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Тут надо помнить, что возмещение — это специальный институт НДС, правила для которого установлены ст. 176 НК РФ. И возмещение имеет место только в ситуации, когда сумма вычетов, заявленных в декларации, выше, чем исчисленная сумма НДС по облагаемым операциям. Соответственно, «нулевые» декларации, а также обычный возврат переплаты по налогу в порядке ст. 78 НК РФ права на истребование дополнительных документов инспекторам не дают.

Инспекторы могут потребовать документы, если сведения об операциях, указанных в декларации по НДС, расходятся с данными, которые указали в своих декларациях по НДС другие налогоплательщики и такие расхождения свидетельствуют о занижении суммы налога или о завышении суммы к возмещению. Здесь внимание налогоплательщиков нужно обратить на формулировки дающего инспекторам такое право п. 8.1 ст. 88 НК РФ, которые содержат четкое ограничение: право обратиться к налогоплательщику у инспекторов возникает не при любых расхождениях, а только при тех, которые свидетельствуют о занижении НДС или завышении суммы к возмещению.

Заметим также, что законодатель использовал четкую формулировку «свидетельствуют», а не расплывчатую «могут свидетельствовать». Поэтому законных оснований для запроса документов у покупателя, заявившего вычет, только потому что, к примеру, продавец не отразил в своей декларации данные о реализации, не имеется. Ведь сам по себе этот факт вовсе не свидетельствует (а только может свидетельствовать) о занижении суммы налога.

Также нельзя признать законным и направление запроса в порядке п. 8.1 ст. 88 НК РФ налогоплательщику в ситуации, когда у инспекции нет сведений о материальных ресурсах (транспорте, помещениях, работниках) компании, выписавшей счет-фактуру, на основании которого заявлен вычет. В этом случае вообще нет расхождения между данными, указанными в декларациях обоими налогоплательщиками.

Бумага или ТКС: выбор есть!

Как можно заметить, в каждой из перечисленной выше ситуации, когда инспекторы могут направить налогоплательщику запрос, речь идет о различных типах запрашиваемой информации. Где-то это пояснения, где-то документы, а где-то уточненная декларация. Соответственно, помимо законности основания для направления запроса, нужно следить и за правомерностью того, что именно истребуют налоговики. Ведь в п. 7 ст. 88 НК РФ запрет установлен на запрос документов не только в случаях, не установленных НК РФ, но и в ином составе, чем это определено НК РФ.

Но самое интересное, что вовсе не для всех ситуаций истребования документов законодатель установил обязанность плательщика НДС отвечать именно в электронной форме. То есть иногда бумажная переписка с налоговиками даже в ответ на поступивший по ТКС запрос вполне допустима и никаких негативных последствий не несет.

Чтобы проще было использовать нормы НК РФ в борьбе с неправомерными требованиями налоговиков, мы свели в таблицу все перечисленные выше случаи, когда инспекторы могут направить налогоплательщику запрос, и привели соответствующий каждому из них перечень разрешенных к запросу сведений, а также указание на то, обязателен ли электронный документооборот при ответе на полученный запрос.

Другие публикации:  Словарь электронное учебное пособие это

При проверке выявлены ошибки в декларации или противоречия между указанными в ней данными и сведениями, которые имеются у ИФНС

Пояснения либо уточненная декларация

Только в электронном виде

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие право на такие налоговые льготы

Электронный вид не обязателен

Проводится проверка декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога

Документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов

Электронный вид не обязателен

Проводится проверка декларации по НДС и выявлены противоречия между содержащимися в ней сведениями, либо несоответствие данных, указанных в декларации, с данными об операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленных в налоговый орган другими лицами, при условии, что такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению

Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям

Электронный вид не обязателен

Проводится проверка уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет

Пояснения, обосновывающие изменения соответствующих показателей налоговой декларации

Только в электронном виде

Если декларация представлена по истечении двух лет, то дополнительно могут быть затребованы первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений

Электронный вид не обязателен

Вывод из приведенной выше таблицы очевиден: в тех случаях, когда у налогоплательщика можно затребовать какие-либо конкретные документы, ответ может направляться в традиционной бумажной форме. Исключение составляет разве что уточненная налоговая декларация, которая всегда представляется по ТКС. Также только по телекоммуникационным каналам связи должны отправляться запрашиваемые у налогоплательщика пояснения.

Какой-либо расшифровки термина «пояснения» в Налоговом кодексе не приводится. А значит, можно предположить, что пояснения не предполагают представления каких-либо документов, а подразумевают некое «сочинение на тему» в свободной форме, где налогоплательщик изложит свое видение ситуации, вызвавшей вопросы со стороны налоговых инспекторов.

Подтверждают тот факт, что «пояснения» не равно «документы», и положения, которые содержатся в п. 4 ст. 88 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что вместе с пояснениями налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, свидетельствующие о достоверности данных, внесенных в налоговую декларацию.

Также упоминание о документах отдельно от пояснений находим в п. 5 ст. 88 НК РФ, где содержится обязанность налоговиков по рассмотрению таких документов.

Подводя итог, отметим, что введенный с начала 2017 г. электронный документооборот в рамках камеральной налоговой проверки затронул только два из пяти случаев, когда инспекторы могут предъявить организации дополнительные требования. При этом в электронной форме отвечать нужно исключительно на требование о представлении пояснений. Требовать в такой форме представления документов инспекторы не имеют права.

Пишем пояснения без штрафа

Разобравшись с вопросами, в каких случаях инспекторы могут потребовать от плательщиков НДС представить пояснения, а также когда именно на такие запросы нужно отвечать в электронной форме, можно перейти к вопросам ответственности.

Тут нужно помнить, что электронный документооборот налагает на организацию дополнительные обязанности по направлению налоговому органу квитанции о приеме соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). И за невыполнение этой обязанности установлена очень специфическая кара — приостановление операций по банковским счетам (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ), которое, если верить названию главы 11 НК РФ — «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов», в принципе не может быть мерой ответственности.

Но тем не менее норма в Налоговом кодексе имеется и на практике активно применяется контролерами. Поэтому первым делом, вне зависимости от того, согласно руководство компании с полученным от инспекторов требованием или нет, нужно направить в ИФНС квитанцию о приеме.

А вот дальше у налогоплательщика появляются варианты. По общему правилу, установленному п. 3 ст. 88 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ, пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А при повторном нарушении штраф возрастает до 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). Но при этом, как явно следует из диспозиции нормы п. 1 ст. 129.1 НК РФ, ответственность наступает только за неправомерное деяние и только в тех случаях, когда у налогоплательщика есть обязанность представить пояснения в инспекцию.

Получается, что штраф может быть взыскан, только если одновременно выполняются два условия:

первое — инспекция по НК РФ имела право требовать от плательщика НДС именно пояснения;

второе — налогоплательщик такие пояснения в установленный Налоговым кодексом срок не представил (или представил не в электронной форме).

При этом, как мы уже отметили ранее, на данный момент ответа на вопрос, что же именно является «пояснением» для целей ст. 88 и 129.1 НК РФ ни в Налоговом кодексе, ни в судебной практике не имеется.

Поэтому пока самым простым, на наш взгляд, способом избежать конфликта с налоговыми органами, даже если, по мнению организации, требование о представлении пояснений носит незаконный характер, является направление в инспекцию через ТКС документа под названием «Пояснения». В нем со ссылкой на ст. 88 НК РФ можно привести любую информацию, которую налогоплательщик сочтет нужным озвучить налоговикам. Например, можно просто подтвердить, что данные, указанные в налоговой декларации по НДС, верны, соответствуют первичным учетным документам и счетам-фактурам, имеющимся у организации.

Тем же, кто не желает вступать в переписку с налоговиками на предмет законности требования, предъявленного с нарушением ст. 88 НК РФ, придется такое требование обжаловать. Причем сделать это можно как превентивно, то есть подав жалобу именно на само требование о представлении пояснений, так и постфактум, дождавшись, когда инспекция вынесет решение о взыскании штрафа за неисполнение требования, которое и будет предметом обжалования. Каждый из этих вариантов имеет плюсы и минусы.

Так, превентивное обжалование позволяет — в случае проигрыша — продолжить борьбу уже с учетом контраргументов, которые были использованы налоговой инспекцией для доказательства своей правоты. Но при этом нужно помнить, что согласно ст. 138 НК РФ обжалование требования не освобождает налогоплательщика от обязанности по его исполнению. А значит, если в конечном итоге требование будет признано законным, придется заплатить штраф за его неисполнение.

Тут, правда, есть одна хитрость, которую можно использовать, чтобы на 100% обезопасить себя от штрафа. Вот в чем она заключается.

В установленные для представления пояснений сроки нужно направить в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи информационное сообщение, озаглавленное «Пояснение». И в этом «пояснении» указать, что требование, на взгляд налогоплательщика, является незаконным и будет обжаловано в порядке, установленном ст. 138 НК РФ. В таком случае оснований для штрафа по ст. 129.1 НК РФ не будет в любом случае. Ведь пояснения были представлены своевременно и в нужном формате. А содержание пояснений, как уже упоминалось, законодательством не урегулировано.

Второй вариант позволяет в принципе не вступать с инспекцией в переписку, а сразу вынести вопросы законности или незаконности ее действий на рассмотрение вышестоящего начальства, а затем и в суд, дождавшись, когда инспекция решит оштрафовать организацию. То есть предметом обжалования в этом случае является не требование о представлении пояснений или документов, а решение о привлечении к ответственности за невыполнение этого требования. Этот способ позволяет получить сразу окончательное решение по вопросу. Но в случае проигрыша придется заплатить штраф в размере 5000 (20 000) руб.

Требования из фнс по ндс

В соответствии со статьей 23 п. 5.1 НК РФ в редакции статьи 10 134-ФЗ от 28.06.2013, налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме требования в электронной форме в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом. В соответствии с пунктом 5 ст.93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения. Так как в нормативных документах не зафиксировано, что считать моментом получения требования, рекомендуем ориентироваться на дату отправки квитанции, т.к. данный документ является фактом получения требования (но при условии, что квитанция отправлена в установленные сроки).

Требование о представлении пояснений к НДС

Требование о представлении пояснений к НДС говорит о том, что при сверке между контрагентами по счетам-фактурам в базе ИФНС были обнаружены несоответствия. В ФНС различают несколько видов несоответствий при сверке счетов-фактур:

  • Запись об операции отсутствует у контрагента;
  • Возможно, допущена ошибка в графах;
  • Несоответствие данных об операции между разделом 8 или приложения 1 к разделу 8 и разделом 9 или приложением 1 к разделу 9.
Другие публикации:  Что такое обременение на квартиру купленную за материнский капитал

Как ответить на требование о представлении пояснений к НДС в Контур.Экстерн

Ответ на такое требование можно сформировать в Контур.Экстерн. Для этого:

1. В Контур.Экстерне перейдите в меню «Новое» > «Требования» > «Все требования».

2. В открывшемся списке выберите нужное требование.

3. Откроется страница с документооборотом, нажмите на кнопку «Ответить на требование »> «Заполнить ответ на требование».

Чтобы загрузить готовый ответ на требование о представлении пояснений, или отправить в инспекцию документы для разъяснения ответа, воспользуйтесь кнопкой «Отправить истребуемые документы».

4. Отобразится форма ответа на требование. Разделы формы заполнятся автоматически данными из поступившего требования.

Сведения по счетам-фактурам, по которым будет отправляться уточненная декларация, не нужно заполнять в ответе на требование.

Текстовое пояснение можно формировать только на pdf-требования, сформированные инспектором. Если требование поступило только в pdf-формате, то в форме ответа на требование будут присутствовать разделы «Невключенные счета-фактуры», «Невыполненные контрольные соотношения» и «Пояснительное письмо».

Если требование было сформировано в xml-формате (вместе с xml-файлом может также поступить pdf-файл требования), то в форме «Ответа на требование о представлении пояснений к НДС» не будет разделов «Пояснительное письмо» и «Невыполненные контрольные соотношения».

Сведения по расхождениям с контрагентами

Разделы, касающиеся «Сведений по расхождениям с контрагентами», будут присутствовать в форме ответа в зависимости от наличия книги или журнала в требовании. Текстовое пояснение можно формировать только на pdf-требования, сформированные инспектором:

  • Если требование поступило только в pdf-формате, то в форме ответа на требование будут присутствовать разделы «Невключенные счета-фактуры», «Невыполненные контрольные соотношения» и «Пояснительное письмо».
  • Если требование было сформировано в xml-формате (вместе с xml-файлом может также поступить pdf-файл требования), то в форме « Ответа на требование о представлении пояснений к НДС » в случае ответа на требование по расхождениям по счетам-фактурам не будет разделов «Пояснительное письмо» и «Невыполненные контрольные соотношения» . Возможность заполнять эти разделы убрали по просьбе ФНС, т.к. xml-требования по расхождениям обрабатываются АСК НДС2, а там нет возможности просмотра текстовых пояснений.

Данные в разделах могут отсутствовать, в зависимости от того, есть по ним информация в требовании или нет. На рисунке ниже показан раздел, который содержит данные.

Сравните данные по счетам-фактурам, которые попали в ответ на требование, с соответствующими счетами-фактурами в отправленной декларации НДС и приложенных к ней книгах и журналах.

  • ​ Если в строке со счетом-фактурой все реквизиты заполнены согласно первичному документу и сумма НДС рассчитана верно.

В этом случае строку строку с таким счетом-фактурой в ответе на требование оставьте без изменений. Тем самым будет подтверждена правильность сведений в книге.

  • Если счет-фактура был отправлен ошибочно.

В этом случае необходимо удалить строку с этим счетом-фактурой. Для этого следует отметьте строку галкой. В ответе на требование в ИФНС уйдет информация о том, что счет-фактура был отправлен ошибочно. В этом случае дополнительно требуется отправить корректировочную декларацию НДС.

  • Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно.

Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно и не требуется выставлять корректировочного счета-фактуры, внесите исправления непосредственно в ответе на требование в соответствующих графах. Отправлять корректирочный отчет НДС в данном случае не нужно.

  • Если ошибка допущена в сумме НДС.

В этом случае данная строка помечается на удаление и требуется предоставить корректировочный отчет НДС с верными данными. В ответе на требование нет возможности и справить данные в графе 19 (Сумма НДС), так как по формату ответа на требование это поле является нередактируемым, и любые изменения суммы НДС в счете-фактуре вносятся только посредством заполнения корректирующего отчета НДС (независимо от того, меняется итоговая сумма НДС в книге и в отчете или нет).

  • Если в требовании все строки необходимо удалить

В этом случае нет необходимости отправлять ответ на требование. Все изменения по счетам-фактурам будут внесены в базу ИФНС после предоставления корректировочного отчета по НДС.

Сведения по невключенным счетам-фактурам

  • Требование по невключенным счетам-фактурам пришло в формате pdf
    Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно, необходимо заполнить таблицу 1 данными из требования и корректными данными в колонке «у меня».

    Если не было сделок с контрагентом, по счетам-фактурам которого пришло требование, необходимо заполнить таблицу 2 и перенести данные из требования
  • Требование по невключенным счетам-фактурам пришло в формате xml.
    Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно, необходимо выбрать «В декларации опечатка, но сумма НДС верна», и внести верные данные в колонки «исправить на».

Если счет-фактура был ошибочно пропущен, необходимо выбрать «Счет-фактура был пропущен, будет включен в уточненную декларацию»

Если счет-фактура указан с ошибкой у контрагента, или с данным контрагентом вообще нет операций, нужно выбрать «Счет фактура отсутствует, операция не подтверждается»

5. После внесения изменений перейдите на контроль и отправку, будет осуществлена проверка формы, после чего нажмите «Отправить отчет», затем «Подписать и отправить».

Если вслед за ответом на требованием необходимо отправить какие-либо подтверждающие первичные документы, то можно воспользоваться следующими рекомендациями.

Требования ФНС о представлении пояснений

С недавнего времени ФНС стало внимательнее следить за тем, как компании исчисляют и уплачивают НДС. Результатом тщательных проверок должны стать требования к налогоплательщикам о представлении пояснений по расхождениям. На сегодняшний день количество высланных требований по стране уже достигло порядка 150 000.

Начиная с налогового периода 1 квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларацию по НДС по новой форме, в том числе они представляют сведения из книги покупок и книги продаж, а в случае осуществления посреднической деятельности — сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Форма налоговой декларации пополнилась разделами 8 — 12, которые включают сведения из книг покупок и продаж, дополнительных листов к ним, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (форма утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]). Благодаря информации, представленной в этих разделах, налоговые органы могут установить налоговые разрывы между налогоплательщиком и его контрагентами.

Каждый налогоплательщик, делающий записи в книге покупок, рассчитывает на получение налогового вычета. Задача налоговой — проверить, насколько получение этого вычета обосновано. К каждой записи в книге покупок должна быть запись в чьей-то книге продаж. Когда этого соответствия нет, налоговая вправе засомневаться в происхождении счета-фактуры. Сейчас налогоплательщикам приходят требования по расхождениям с вопросами по конкретным счетам-фактурам.

Стоит отметить, что требования по контрольным соотношениям высылались налогоплательщикам и раньше. Но сейчас количество их возросло. С чем это связано?

Изменения в процессе камеральной проверки по НДС

С недавнего времени процесс камеральной проверки по НДС осуществляется централизованно: декларации со всей страны поступают в Федеральный центр обработки данных, что позволяет собрать все данные о налогоплательщиках.

В первую очередь налоговиков интересуют контрольные соотношения показателей декларации по НДС, так как на их основе проводится камеральная проверка правильности и достоверности заполнения налоговой отчетности. Из контрольных соотношений были исключены логические проверки заполнения декларации и оставлены только математические (письмо ФНС России от 23.03.2015 № ЕД-4-3/[email protected] «О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»).

Что включает камеральная проверка:

  • Выявление ошибок по контрольным соотношениям

Если в поданной налоговой декларации такие ошибки выявляются, то налогоплательщику автоматически высылаются требования. В основном выявляются несоответствия сумм по разделам налоговой декларации книгам покупок и продаж; неверно указанные суммы НДС по счетам фактурам; отсутствие итоговых сумм в книгах покупок и продаж; неверно указанные коды операций в книгах покупок и продаж.

  • Выявление расхождений по счетам-фактурам

В данном случае налоговая может обратить внимание на несоответствие дат, номеров счетов-фактур, сумм НДС по счетам-фактурам.

  • Сопоставление операций контрагентов

Данные книги покупок налогоплательщика, который заявил налоговые вычеты, сопоставляются с данными книги продаж его контрагента, где исчислен НДС по соответствующим счетам-фактурам. Если между заявленным вычетом и исчисленным налогом обнаруживаются расхождения, то покупателю высылается требование о представлении пояснений.

Как отвечать на требования налоговой?

В течение 6 рабочих дней со дня отправки налоговым органом требования о представлении пояснений налогоплательщик должен отправлять квитанцию о его получении. В противном случае налоговый орган может приостановить операции по счетам в банке (пункты 3, 3.1 ст. 76 НК РФ). В течение последующих 5 рабочих дней налогоплательщику необходимо подготовить и выслать ответ на требование в виде уточненной декларации или пояснений по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании. Иначе на должностное лицо компании может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ). И самое главное: не ответив на требования по расхождениям, налогоплательщик не получит вычет.

Другие публикации:  Ветеран трудового фронта вов льготы

Требование о представлении пояснений при обнаружении несоответствия между операциями с контрагентом, представлено с PDF-таблицей, в которой содержатся ошибки с указанием строк соответствующего раздела декларации по НДС, также есть приложение в виде XML-файла. Ответ, который высылает налогоплательщик, должен содержать две таблицы: первая — с подтвержденными сведениями, вторая — с исправленными данными. При этом важно помнить, что исправлять можно только данные, не влияющие на сумму НДС. При изменении суммовых показателей следует составить уточненную декларацию.

Ответ на требование высылается на бумаге или в электронном виде. Как показывает практика, лишь 10% налогоплательщиков сейчас готовят ответы в электронном виде. И это удивительно, поскольку в таком формате и подготовить, и выслать ответ гораздо проще.

Как упростить процесс сверки с контрагентами?

Даже если компания ведет с контрагентами бумажный документооборот, регулярная и внимательная сверка данных в счетах-фактурах и в книгах и журналах позволит снизить риски и до минимума сократить количество требований со стороны налоговых органов.

Гораздо проще будет тем компаниям, которые осуществляют электронный документооборот с контрагентами. Работать с электронный документом проще и покупателю с продавцом, и бухгалтеру.

В автоматическом режиме сопоставить счета-фактуры со счетами-фактурами контрагентов поможет сервис Контур.НДС+. С его помощью также можно проверить реквизиты контрагентов в ЕГРН и оценить добросовестность партнеров.

Контур.НДС+ позволяет избежать риска доначислений НДС и избежать массовых требований ФНС, так как заранее выявляет ошибки в реквизитах контрагентов, разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур.

Устраняйте расхождения по счетам-фактурам, обрабатывайте требования от ФНС в несколько кликов

Ответ на требование о предоставлении пояснений по НДС

Предоставляя декларацию по НДС в налоговый орган, налогоплательщик должен быть готов правильно дать ответ на требование о предоставлении пояснений по НДС, так как результаты камеральной проверки декларации могут вызвать некоторые вопросы у ФНС.

Передавая документы в налоговый орган, предприниматель также обязан предоставить декларацию о налоге на добавочную стоимость. Ее проверка называется камеральной и осуществляется непосредственно ФНС. Статья 88 Налогового Кодекса РФ дает право инспекции отправлять запросы на предоставление объяснений по ним.

Налоговый орган может потребовать объяснений о сведениях декларации по НДС в таких случаях:

  • Не сходятся контрольные показатели в отчете.
  • Сведения разных отчетных документов расходятся между собой.
  • Обнаружены ошибки в предоставленной декларации.
  • Вычеты по НДС слишком высокие.

Ответственность

Налогоплательщик имеет полную свободу выбора, предоставлять ему пояснения или нет. Штраф за отсутствие пояснений накладывается административный. Сумма его от 2 000 до 4 000 рублей за каждый счет-фактуру, который подлежит сомнениям. Ответ на требование о предоставлении пояснений по НДС в ваших интересах: предоставив его, вы можете предотвратить доначисление по итогам проверки.

Не ответив на требование, налогоплательщик не получит вычет.

Порядок получения требования и ответа на него

Налоговая служба отправляет требование согласно Приказу РФ (от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]) в электронном виде через оператора электронного документооборота в установленной форме.

Получатель также в электронной форме отправляет квитанцию о получении требования. Срок, данный ФНС на отправление квитанции равен шести рабочим дням. Если квитанция не отправлена, то налоговый орган имеет право остановить операции по банковским счетам.

В течение определенного срока (пяти рабочих дней) налогоплательщик обязан предоставить пояснения по предъявленным вопросам. Они могут быть как в бумажном варианте (письмо с описанным содержимым), так и в электронном, отправленные через спецоператора.

Налогоплательщик имеет право предоставить свои пояснения в свободной форме, хотя ФНС и продумала образец пояснений по НДС. В каком виде отправить – это дело выбора налогоплательщика.

Как правильно ответить

Перед тем как заполнять таблицы для ответа, нужно написать вводную записку для налогового органа, в которой указать корректировочный номер, количество листов, а также кем и за какой период времени предоставляются пояснения по НДС-ной декларации.

Налоговая служба указывает на допущенные в декларации ошибки методом их кодировки. В письме также приводится расшифровка кодов. Для вас главное — разобраться, чего хочет налоговая служба, после чего приступать к ответному письму.

Перед тем как дать ответ, проверьте указанные ФНС неточности. Если вы пришли к выводу, что декларация составлена правильно, то ваш ответ в налоговую такой:

«Отвечая на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ№ХХ, сообщаю, что декларация ХХХ за такой-то период составлена правильно и оснований для внесения в нее коррективов нет».

Если в результате самостоятельной проверки вы всё-таки обнаружили ошибку, но она не повлекла занижения налога (например, технически ошиблись цифрой в каком-то коде), то пишете: «По требованию от ХХ.ХХ.ХХХХ№ХХ осуществлена проверка такого-то документа за такой-то период. Была выявлена техническая ошибка там-то. Предоставляю уточненную декларацию к рассмотрению».

Когда же допущенная вами ошибка повлекла за собой занижение налога, не стоит тратить время на объяснения, просто подготовьте уточненную декларацию и отправьте ее как можно скорее.

Для собственного удобства вы можете использовать готовые формы для заполнения, предоставленные ФНС.

К пояснениям для подтверждения собственной правоты можно приложить счета-фактуры, выписки из книг продаж и покупок. Это будет весомым аргументом, особенно в случае, когда ваша уточненная декларация уменьшает сумму к оплате в бюджет.

Как избежать вопросов от налоговой службы

Чтобы максимально снизить количество требований по НДС-ным декларациям, необходимо тщательно проверять данные, которые предоставляются в декларации.

Даже если с фирмами-контрагентами ведется документооборот в бумажном виде, то внимательный бухгалтер сможет правильно составить декларацию.

Если же этот процесс компьютеризован, то сверка своих книг с теми, которые принадлежат контрагенту, будет значительно проще и быстрее.

Итак, если вы не хотите возникновения проблем с ФНС, то стоит своевременно и правильно дать ответ на требование о предоставлении пояснений по НДС. В этом вам поможет ознакомление с соответствующим Приказом РФ. Точная проверка декларации по НДС гарантирует отсутствие сомнений налоговой службы. Правильно составленный ответ и аргументация своих утверждений предотвратит пересчет и увеличение налогового обложения.

Как в 2017 году работать с требованиями налоговых органов

С 1 января 2017 года ответ на требование о пояснениях по НДС придется представлять только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается не представленным. Это прямо предусмотрено статьей 88 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ . За непредставление (или несвоевременное представление) пояснений предусмотрен штраф в размере 5000 рублей.

В рамках камеральной налоговой проверки НДС-деклараций инспекция может направить плательщикам требование пояснить какую-либо информацию, отраженную в декларации.

С 1 января 2016 года налогоплательщиков, которые представляют декларации в электронном виде, обязали обеспечить прием требований налоговиков (п.5.1 ст.23 НК РФ). Если этого не сделать, не исключена приостановка операций по счетам в банке (п.3, п.1.1 ст.76 НК РФ). С 1 января 2017 года ответы на требования должны направляться в электронном виде.

Какие требования сейчас актуальны

  • по контрольным соотношениям;
  • по расхождениям с контрагентами;
  • о не включенных в книгу продаж сведениях (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15 /5752).

Требования о пояснениях после сдачи НДС-деклараций могут поступить и по другим основаниям, но их формат налоговой службой пока не формализован.

После получения требования у плательщика есть шесть рабочих дней на отправку квитанции о приеме требования, затем еще пять рабочих дней для ответа на требование (не учитываются выходные и государственные праздники).

Рассмотрим детальнее, что следует предпринять, если получено требование.

Пояснения по контрольным соотношениям

Как быстро придет. В течение 1–2 дней после отправки. Теоретически, требование может поступить в течение всех трех месяцев проверки, но на практике налоговые органы справляются с задачей за день-два после отправки деклараций.

В каком формате придет. В виде pdf-файла .

Какую информацию содержит. В требование о пояснениях по контрольным отношениям войдут такие сведения:

  1. Номер контрольного соотношения (например, 1.27).
  2. Формулировка нарушения (например «завышение суммы НДС, подлежащей вычету»).
  3. Ссылка на норму законодательства (НК РФ ст. 171, 172).
  4. Контрольное соотношение (ст.190 р.3 + сумма стр. 030 и 040 р.4 + ст.080 и 090 р.5 + ст.060 р.6 + ст. 090 р.6 + ст. 150 р.6 = ст.190 р. 8 + [ст.190 прил.1 к р.8 — ст.005 прил.1 к р.8] если левая часть равенства > правой).
  5. Данные, отраженные в декларации (1781114.00